USD 80.3466 EUR 93.5604
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Духовность не позволяет сгибаться

Ролен НОТМАН.
233-35.jpg
233-35.jpg



Когда зазвучала оратория Генделя, а точнее «Ода на день святой Цецилии», а он отмечается 22 ноября, в зале никто не кашлянул, бестактно не хлопнул в ладоши ни в одной из двенадцати частей оратории. Тишина была полная, абсолютная. Смею утверждать, что это была тишина восторга и благодарности музыкантам. Все это прорвалось, когда обаятельный молодой человек, Виктор Гарагуля, последний раз ударил в литавры — и изумительная музыка великого саксонца, ставшего национальным героем Англии, победоносно стихла.

Вот тогда наши земляки показали, что духовность им не позволяет сгибаться и бушующий в мире кризис их не сломил. Люди хлопали так, словно им музыка душу перевернула. А после концерта зрители минут двадцать не отпускали ансамбль со сцены, заваливая исполнителей цветами. Давно не видел такой искренней, хотя и шумной, оценки мастерства артистов. Эти аплодисменты, на мой взгляд, выражали очень много перемен и примет в современной жизни нашего общества.

Одна из них — попса, заполонившая многие сцены, смертельно надоела. Она еще владеет массовой аудиторией, но и классика обретает прежнюю популярность. Едва ли Гендель простой для восприятия композитор. Но его музыка высекает в зрительских сердцах такой отклик, что словно обновляются чувства. В том числе и у тех, кто любит «что-нибудь полегче». Когда при завершении программы ансамбль «Маркелловы голоса» снова покорил публику музыкой Генделя, которая стала официальным гимном кубка УЕФА, мне так и захотелось крикнуть: «Зенит, вперед!» По давним, еще юношеским, корням я болею за эту питерскую команду.

Однако не крикнул. Классическая музыка не только развивает вкус, но и воспитывает в зрителях дисциплину поведения. В нее надо вслушиваться. А попса, как халва, осваивается сразу и без раздумий. Впрочем, и назначение, как кажется, такое у попсы. У нее роль дымовой завесы. Она отвлекает от сопереживания с музыкой. Отвлекает легкостью, ржачкой и бездумьем. Заботясь о том, чтобы народ не утомлялся, не задумывался и не переживал. И так, мол, у него сейчас много забот. А назначение классики (любой: музыкальной, литературной, скульптурной, живописной) как раз в другом — чтобы народ задумывался, размышлял, переживал. Это совсем другой класс искусства, музыки, мысли, таланта, да и просто жизни. Многие творческие коллективы нашей филармонии решают именно эти задачи. Один из них — замечательный ансамбль «Маркелловы голоса».