USD 79.8714 EUR 92.8583
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Валентина МОРОЗОВА:
«Чем чаще встречаюсь с людьми, тем легче работать»

Нина ЕГОРОВА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
043-07.jpg
043-07.jpg



По этой причине с первого дня в новой должности Морозова потеряла покой. Проблему принялась решать незамедлительно. В администрацию она пришла из школы, где отработала двадцать три года. И понятно, что на доброе дело прежде всего подвигла своих бывших учеников. Разве могли они отказать любимой учительнице в помощи? Студенты, школьники безвозмездно стали ухаживать за одинокими людьми. По сути дела она возобновила на территории своего Совета тимуровскую работу. А сама тем временем стала добиваться ставки соцработника.

Очень скоро он появился в Сарыбалыке и Красной Гриве. Ирина Пальман (тоже бывшая ученица Валентины Владимировны) теперь обслуживает четыре семьи в двух поселках (благо с транспортом проблем нет — школьный автобус ежедневно возит ребятишек на занятия в Красную Гриву). Бабушки и дедушки уже не раз благодарили Морозову за такую помощницу. А в прошлом году удалось добиться ставки соцработника и на Даниловскую Ферму. В селе, понятно, претендентов на эту работу нашлось много. Звонили знакомые, просились.

— Вы не обижайтесь, но я буду разговаривать со стариками. Ведь соцработнику они доверяют самое сокровенное. Им и решать, кто за ними будет ухаживать, — приходилось объяснять свой отказ.

И хотя, считает Морозова, для пожилых людей надо сделать еще много, но по крайней мере появилось спокойствие, что они теперь у нее не брошены. Она вообще уверена, что назначение власти (местной особенно) — создавать благополучие людей. Поэтому и работает в тесном контакте с органами социальной защиты населения. А выполняет свои обязанности, утверждают земляки, «с несвойственной для нашего времени самоотдачей». Еще они говорят, что Морозова — человек партийной закалки, не изменивший своим принципам. Самое яркое проявление этого — обостренное чувство справедливости. Она очень много делает для многодетных и малообеспеченных семей. Постоянно собирает для них одежду, обувь и не упускает возможности оказать какую бы то ни было поддержку. На чиновничьей службе Морозова, по сути, остается педагогом в главном: человек, его частная жизнь и состояние души — самое важное для нее. Она свято верит в разумное, доброе, вечное. А еще в то, что зло надо побеждать добром.

— Это во мне заложено бабушкой, — рассуждает Валентина Владимировна. — Папина мама всегда жила с нами. Она была верующим человеком. Но никогда свою веру никому не навязывала. Просто запрещала нам в доме браниться. Бабушка обычно поствовала 180 дней в году. И вот удивительно: бывало, она для всей семьи наварит, напечет, а сама и не притронется к скоромной пище. Хватало же у нее на это мужества и силы воли! Эта простая женщина дала мне много. Поэтому я легко нахожу контакт с людьми пожилого возраста. И мне самой приятно с ними разговаривать.

Профессию учителя она выбрала отчасти случайно. Восьмилетку Валентина закончила в Даниловке (сейчас этот поселок Красногривенского сельсовета называется Даниловской Фермой). В 1976 году приехала сюда на практику бывшая ученица школы, студентка Куйбышевского педучилища. Девушка была общительная, интересная. Глядя на нее, четыре восьмиклассницы тоже решили пойти в это училище. Поступили только двое — Валя и ее подруга.

Годы учебы вспоминает, как самые добрые в жизни. Они дали прочную базу как в профессиональном плане, так и в сфере человеческих отношений. Валентина Владимировна до сих пор хранит самые теплые воспоминания о преподавателях, особенно о руководителе группы Арсениной:

— Она относилась к нам по-матерински, понимала, что значит оторваться от дома в пятнадцать лет. Видела, как мы скучали о родных. Тогда праздничные демонстрации проходили перед каникулами, и каждый преподаватель обязан был организовать студентов на это мероприятие. «Ладно, вы езжайте, а я найду местных ребят, которые пойдут на демонстрацию. Девочки приведут знакомых», — отправляла руководитель группы пораньше домой своих сельских учениц.

…К окончанию училища Валентина вышла замуж. Родители тогда уже переехали в Красную Гриву. Анатолия Морозова она раньше не знала. Он был на три года старше и познакомились они, когда он вернулся из армии. На выпускном балу в училище уже были вместе.

Поначалу молодую учительницу поставили на группу продленного дня. Через два с половиной года она поступила в институт. В это время в семье росла первая дочь. В школе Валентина не отказывалась ни от какой работы. Ей давали то продленку, то класс. Кроме того, она была вожатой. Некоторые говорят, что вожатая — это девочка на побегушках. А по мнению Валентины Владимировны, это самая живая педагогическая работа. И она исключительно для тех, кто не может сидеть на одном месте. Это уже в силу характера. Ей и сейчас, когда приезжает в район, некоторые пеняют: «Что ты все бежишь, несолидно!» «Может, это и несолидно, но если я не буду бегать, то ничего не успею, — отвечает Морозова. — Вот посмотрите, сегодня надо выполнить двенадцать пунктов. Так что я побежала!»

Ее вообще не очень заботят собственные интересы или дутый авторитет. И, став главой администрации, она не утратила здоровой доли юношеского максимализма во всем, что касается ее обязанностей. Во время нашей поездки по Доволенскому району журналист местной газеты «Сельская правда» Ольга Левина рассказала занятную историю. Как-то по заданию редакции приехала она в Красную Гриву. Заходит к Морозовой, а та ждет комиссию. Едут экологи, специалисты санэпидемстанции по свалке бытовых отходов. Журналист даже посочувствовала: мол, серьезные ведомства. «Я их сама пригласила, — отвечает Морозова. — А что делать? Сколько могу без толку бегать?! На свалке надо наводить порядок, а специальной единицы для этого нет. Выделяются только деньги для найма безработных. Но совсем небольшие. За такую плату никто не соглашается заниматься этим делом. Пусть приедут, посмотрят, может, удастся найти решение проблемы».

Согласитесь, весьма напоминает сюжет из фильма. Внешность Морозовой тоже вся из контрастов. Хрупкая фигурка, огромные, бархатно-карие девчоночьи глаза и очень озабоченный вид, строгий взгляд, деловой тон. О том, как нелегко с мировоззрениями интеллектуала во власти, понимаешь даже во время небольшого разговора. По признанию Морозовой, она склонна к самоедству — вечно недовольна собой. Но заражать своим недовольством окружающих? Это уж увольте. «Руководитель всегда должен быть в форме и в настроении, чтобы людям рядом легче работалось». Следующие ее постулаты — быть в дружеских отношениях со всеми и зло побеждать добром. С такими высокими требованиями к себе вообще нелегко жить. А на нынешней должности волей-неволей иногда приходится и, что называется, власть употребить. Как все это можно совместить? «Я давно интересуюсь социальной психологией и психологией вообще. Карнеги почитываю. Это помогает. Но главное: чем чаще я встречаюсь с людьми, тем легче работать. Они, бывает, и покритикуют, и посоветуют что-то. И это нормально».

Лично меня не перестает интересовать вопрос: как и зачем вполне состоявшиеся профессионально люди вдруг однажды меняют род деятельности? Прежнюю работу Морозова очень любила. Уходила, правда, ненадолго на должность секретаря комсомольской организации. Некому было однажды возглавлять ее, она и проявила сознательность — согласилась на уговоры районного руководства. Сейчас, кстати, об этом не жалеет, потому что это был хороший жизненный опыт. Но потом опять вернулась в школу. Преподавала историю, затем была заместителем директора по воспитательной работе. До сих пор с упоением рассказывает о своих ребятах, о том, сколько интересного делали вместе.

Почему ушла? Коллеги спровоцировали! «Морозова, тебе в школе тесно. Мы видим. Вечно ты мотаешься по клубам, библиотекам, всяким комиссиям, мероприятиям. Тебе надо дело помасштабнее». На должность главы было шесть претендентов. Если честно, то она не ожидала, что выберут ее.

Это была абсолютно новая работа. С самого начала решила опираться на общественность, и сейчас здесь очень активные общественные организации — женсовет, дружина, комиссия по делам несовершеннолетних, а также деятельный депутатский корпус. Все они закручены в единый деловой узел. Еще по школе у Морозовой были очень хорошие отношения и с культработниками. Поэтому культурная жизнь здесь тоже на высоте. Причем организована она по-своему. Существует некая специализация поселков в проведении мероприятий. Например, в Красной Гриве нынче будет проходить Масленица. И жители четырех сел, желающие поучаствовать в этом празднике, приедут сюда. А в Солонцовом люди больше связаны с природой. Там отмечают обычно праздник русской березки, цветов. День здоровья традиционно проводит в Сарыбалыке заведующая досуговым центром Мария Дмитриевна Селезнева, которая, кстати, считает, что при Морозовой заметно укрепилась материальная база учреждений культуры. В Сарыбалыке, например, провели ремонт клуба, приобрели музыкальный центр, телевизор, оборудовали площадку для большого тенниса. А в планах на этот год — строительство детской и спортивной площадок. «Представьте, каких усилий стоит это Морозовой. А теперь по числу поселков в Совете умножьте на четыре!» — говорит Мария Дмитриевна.

К приходу Морозовой весь хозяйственный комплекс сельхозпредприятие уже передало муниципалитету. Поэтому всю инфраструктуру — освещение, отопление, водоснабжение — новому главе пришлось сразу принять на свои плечи. Состояние объектов ветхое. И это объяснимо. Когда хозяйство само с трудом выживало, все остальное, кроме производства, было отодвинуто на второй план. Трудностей было много. Для решения коммунальных проблем решили создать при Совете дочернее муниципальное предприятие. Ему передали на обслуживание котельные, башни, водопроводные и тепловые сети, детсады, школы, Дома культуры. Через это хозрасчетное предприятие проходят и все заказы по благоустройству.

Материальная база МУПу досталась, прямо скажем, неважнецкая. Но коллектив подобрался трудолюбивый. На латаной-перелатаной технике справляется с поставленными задачами. Руководит им очень ответственный человек — Юрий Иванович Грицюк. Он работал кочегаром, слесарем, сварщиком. По характеру волевой, напористый и настоящий трудоголик. «Я сейчас спокойна. Если кто-то из кочегаров загулял (чего греха таить, такое иногда случается), он сам ночь отстоит у топки», — говорит Морозова. Хотя с нарушителями уже особо не церемонятся: чуть загулял — до свидания. Найдутся на это место другие.

Требования к работе муниципальных служб в последнее время ужесточились. За все большой спрос. Но решить иные проблемы на уровне муниципального образования бывает невозможно. Сегодня здесь огромная проблема — отсутствие скотомогильника. Обязательное условие его обустройства — хорошая, всегда проезжая дорога. Однако в районе нет даже щебеночных дорог к некоторым поселкам.

— В этом учебном году у нас закрыли начальные малокомплектные школы, — рассказывает Морозова. — По этой причине пришлось строить дорогу к поселку Солонцовый. Ведь вы понимаете, что его не зря так назвали. Шесть километров бездорожья! Сюда осенью даже низом на вездеходе не проедешь. А возить теперь детей в школу приходится уже не с четвертого, а с первого класса.

В прошлом году по письму местной власти на солонцовую дорогу была выделена субвенция на условиях софинансирования. Полтора миллиона рублей из областного бюджета да восемьдесят тысяч своих средств — этого хватило на то, чтобы закрыть один километр 780 метров. Нынче субвенции не будет.

— Исходить придется из положенной нам дотации, — продолжает Морозова. — А бюджет наш не такой уж и маленький: около десяти миллионов рублей. И мы намерены отстроить нынче участок не меньше, чем в прошлом сезоне.

Другая трудноразрешимая проб- лема — уличное освещение. Чтобы снять ее остроту, в Красногривенском совете придумали следующее: уговорили людей вывести фонари на улицу от своих счетчиков. Посчитали, сколько будет стоить лампочка в сутки, и возмещают затраты жителям из доходов по самообложению. Мера, конечно, временная. В этом году уличное освещение будет поставлено на нормальную основу. Причем не только в Красной Гриве, но и в остальных поселках. Кроме того, власть планирует поддержать коммунальщиков — приобрести для МУПа ассенизационную машину.

Однако что для нынешнего управленца наиболее сложно в работе?

— Исполнение муниципальных заказов, — не задумываясь, отвечает на этот вопрос Морозова. — Когда даются какие-то бюджетные средства, их нужно грамотно и вовремя освоить. Теперь очень четко отслеживается эффективность использования каждого бюджетного рубля. А всякий проект стоимостью свыше ста тысяч рублей должен пройти определенные процедуры. Любая работа (та же солонцовская дорога) — это конкурсы, документация. И не допускается ни дня просрочки. В противном случае — большие штрафы. Поэтому компетентность управленца, его умение принимать эффективные решения выходят на первый план.

Можно предположить, что такая загруженность работой не оставляет времени на семью. Как муж относится к этому? «Помогает, — улыбнулась Валентина Владимировна. — Хотя летом какая помощь от агронома и заместителя директора хозяйства? До самой осени с утра до вечера в поле. Тоже постоянно с людьми». Два руководителя в одной семье — тяжелый, согласитесь, случай. Но ничего. По-прежнему они понимают друг друга. И свою главную миссию на земле выполнили достойно — воспитали трех замечательных дочерей. Почему Морозовы не уехали, как многие, в свое время в город? Такая возможность, конечно же, была.

— Наверное, судьба такая у нас — прожить жизнь рядом с родителями, — разводит руками Валентина Владимировна. — Как-то жаль было оставлять их. А они отсюда никуда бы не поехали.

Это вообще главное свойство ее души — обостренное чувство долга перед старшим поколением. Еще в школе Валентина Владимировна начала с ребятами поисковую работу по увековечению памяти героев-земляков. «Мы работали в военкомате, в архивах. Старались как можно больше узнать о том, где воевали доволенцы. Наши дети должны чувствовать свою причастность к их подвигу благодаря тому, что живут на той же земле. Среди воинов и мой дедушка. Он погиб в бою. Этому был свидетель из соседней Утянки. И в нашей семье все, что связано с войной, свято».

В школе всю внеклассную работу она направляла на то, чтобы сохранить память о воинах-земляках. А когда пришла в администрацию, решила во что бы то ни стало организовать закладку парка в Солонцовом и увековечить память местных жителей, павших на фронтах Великой Отечественной войны, мемориальной доской. «Людям надо куда-то приходить Девятого мая, чтобы отдать дань уважения героям. И происходить это должно не просто в клубе, а на том месте, откуда они уходили на фронт». В прошлом году маленький сибирский поселок украсил парк. Нынче его планируют подсадить новыми деревьями. А Девятого мая здесь установят мемориальную доску. В память о подвиге земляков. Ведь без такой памяти нет ни будущего, ни настоящего ни у одного поколения. В этом Валентина Морозова абсолютно уверена.