USD 79.8714 EUR 92.8583
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Владимир Соловьёв и его путеводитель по Путину

Владимир ВАСИЛЕНКО.
042-36.jpg
042-36.jpg



О журналистике
Соловьёв, похоже, вполне комфортно себя чувствовал «по другую сторону баррикад», то есть выступая в качестве человека отвечающего, а не спрашивающего. Был спокоен, ироничен, в меру эпатажен, в меру напорист. Говорил порой спорные, но очень убедительно звучащие в его устах вещи. В общем, сработал вполне профессионально, чего, к сожалению, не скажешь о некоторых коллегах, задающих вопросы. Справедливости ради надо сказать, что на тот момент саму книгу мало кто имел возможность прочитать, поэтому вопросы задавались любые — «о любви, о жизни», ну и о Путине, конечно.

Вообще на тему современной журналистики Владимир рассуждал охотно. В том числе об отношении к СМИ со стороны властей.

— СМИ уже давно никакая не четвертая власть, а скорее инструмент, механизм. И во многом мы сами в этом виноваты. Путин, например, ещё в Петербурге достаточно плотно общался с журналистами и, к сожалению, не с самыми лучшими из них. В основном с теми, кто живет по принципу: шаг влево, шаг вправо — дайте денег! И понятно, что у него сложилось стойкое и не очень лестное отношение к ним. В какой-то степени он, конечно, прав. И сейчас, когда появляется какой-то компромат в СМИ или, наоборот, хвалебная статья, всегда начинаешь задумываться, кто проплатил.

Хотя Соловьёв не разделяет мнения о том, что журналистика — «грязная» профессия, самой своей сущностью подталкивающая к продажности.

— Продажность — это ведь внутренняя категория. Каждый решает за себя и для себя. И не надо искать каких-то оправданий, ссылаться на то, что «многие так делают». Да хоть все! А ты не делай! Говори правду. Это всегда тяжело, но если не делать этого, то... зачем вообще идти в журналистику? Уж точно не для зарабатывания денег. Для этого есть гораздо более удобные способы.

Кстати, сам Соловьев в журналистику пришел достаточно состоятельным человеком — он довольно успешный бизнесмен. А насчет правды... Однажды он сам признался: «Я до сих пор существую как журналист только потому, что Путина прикалывает то, что я делаю».

О безальтернативных выборах
До президентских выборов оставались считанные дни, и, конечно, многие коснулись популярной темы «отсутствия интриги». Такое ощущение, что у всех память отшибло и никто не понимает, что это уже, как минимум, третьи президентские выборы, проходящие в таком ключе. Борис Николаевич Ельцин в свое время тоже любил позаигрывать с избирателями, выдвигал то одного, то другого «преемника». А под занавес привел никому не известного Путина — дескать, прошу любить и жаловать. И все стало ясно наперед. В выборах 2000-го, а тем более 2004 года, тоже не было никакой интриги.

Впрочем, Соловьёв в связи с этим говорил несколько о другом.

— Вы знаете, власть не дают. Власть берут. Как Ленин в семнадцатом году. Вы говорите, Медведев вам не нравится? Голосуйте за другого! Не за кого, говорите? Нет больше достойных кандидатур? Нет, ну это уже даже не смешно. Вам не только надо предложить кандидата, но ещё и несколько вариантов выложить, один другого краше?

Суть в том, что нужно исходить из реально существующей обстановки в стране. Если бы, помимо «Единой России», была какая-то другая, сравнимая по масштабам сила, способная бороться за такое же количество голосов, — была бы альтернатива. Если бы существовал лидер, способный создать, взрастить эту силу, заручиться поддержкой и доверием народа, — он бы сейчас и был альтернативой. Но нет этого всего, и приходится довольствоваться данным. Иначе получается — и пешком не пойду, и на телегу не сяду.

Об Украине — с любовью
Вопрос бойкой киевской журналистки вполне можно было предугадать. «Как вы относитесь к тому, что Путин постоянно вмешивается во внутренние дела Украины?». А вот ответ Соловьева наших братьев-славян явно ошарашил.

— А что вы вообще имеете в виду?

— Ну... Путин постоянно вмешивается... препятствует вступлению Украины в НАТО... вмешивается в работу парламента...

— А как вмешивается-то? Как вы себе это представляете? Звонит по телефону в парламент и говорит: «Так твою растак! А ну, слушай мою команду!». Да Господь с вами, родные! Делайте вы что хотите. Вступайте хоть в дерьмо, хоть в НАТО. И пусть у вас всё будет хорошо, мы за вас только порадуемся. Но с чего вы взяли, что России вообще может быть интересна ваша внутренняя политика? Это та же российская политика, только отставшая лет на пятнадцать. У нас тоже тогда были шуты в правительстве, драки в Думе, скандалы сплошные... Сегодня России это уже неинтересно, поверьте мне. Вы лучше думайте о том, чтобы Россия продолжала поставки газа по льготным ценам.

О Ксюше Собчак и «правильном» телевидении
К Ксении Анатольевне (а именно так, подчеркнуто вежливо, Соловьев называл «русскую Пэрис Хилтон») у Владимира отношение особое. Как, впрочем, у многих интеллигентов. В частности, в книге его есть такие слова: «В своё время Скуратов, Яковлев и другие пытались сделать всё, чтобы уничтожить не только самого Собчака, но в первую очередь его доброе имя. Но никто в мире не сделал столько для осквернения имени Анатолия Александровича, ни один «заговорщик» не нанёс такого сокрушительного удара по репутации фамилии Собчак, сколько его собственная дочь — Ксения». В ходе же беседы Соловьёв с явственным раздражением в голосе назвал Ксюшу квинтэссенцией пошлости и дурного вкуса.

Тем не менее на вопрос о необходимости введения некоей морально-нравственной цензуры на ТВ он ответил:

— Не дай бог, чтобы мои дети (а их, кстати, у Владимира пятеро. Женат он на дочери известного сатирика Виктора Коклюшкина — В.В.) жили в такой стране, где по одному каналу с утра до вечера — балет «Лебединое озеро», по другому — концерт Чайковского, а по третьему — какие-нибудь вести с полей. А любая цензура со стороны государства в конце концов к этому и сведётся.

Вопросов Владимиру успели задать, навскидку, десятка два. На некоторые он отвечал односложно, на какие-то явно были припасены «домашние заготовки», где-то Соловьев неплохо импровизировал. В общем и целом получилось примерно то, чего и ожидали пришедшие на эту очно-заочную встречу. И хотя после некоторых ответов остался неприятный осадок — всё-таки не миновала Владимира Рудольфовича «звёздная болезнь» и его порой сносило в этакое самолюбование и менторский тон, — главный итог встречи, думаю, для всех был един. Захотелось прочитать книгу.

Те, кто достаточно внимательно следит за разного рода и уровня политическими дрязгами и любит политическую аналитику, уже давно в курсе — Соловьёв написал новую книжку, про Путина. Соловьёв — это который Владимир, популярный журналист, ведущий таких рейтинговых проектов НТВ, как «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым», «К барьеру», передач на радио «Серебряный дождь», автор нескольких книг.

Как признался сам Владимир, он спешил опубликовать книгу до того, как Путин официально уйдет с политической арены. Чтобы она не была воспринята как выкрик в спину.

За возможность ознакомиться с книгой Соловьёва «Путин: путеводитель для неравнодушных» стоит поблагодарить Ирину, представителя издательства «ЭКСМО» в Новосибирске.

Незадолго до того, как заветный томик оказался у меня в руках, всё та же Ирина пригласила меня и еще нескольких новосибирских журналистов на телемост с Соловьёвым. Участвовали в этом действе, помимо Новосибирска: Москва, Питер, Нижний Новгород, Казань, Киев, Самара и Ростов. Длилось все около полутора часов. Было интересно.

Фотографии статьи
042-37.jpg