«Нужен ребенок? Забирай!»

Припозднившиеся прохожие сделали ей замечание: ребенок-то голенький. Ночи, как известно, в августе уже прохладные, а кричащий малыш — в одной распашонке.
Девушке, которая последней увещевала Валентину, горе-мамаша сказала: «Ну, надо тебе, возьми!». Быстро сунула сына и пошла восвояси, покачиваясь.
Естественно, скоро приехала милицейская машина. Из нее вышел старший инспектор по делам несовершеннолетних Маслянинского РОВД, майор милиции Андрей Хлопов и с ребенком поехал в больницу.
Вспоминая этот случай, Андрей Петрович и сейчас волнуется:
— При осмотре обнаружилось, что у малыша — следы побоев. Представляете, пятимесячного ребенка избивать! — возмущается Андрей Петрович. — Есть синячок под глазом, ягодицы красные. Сколько малютке досталось!..
Собеседник делает паузу. Нелегко вспоминать об этом. Вроде бы чужой ребенок пострадал, а все-равно больно, что дети так начинают свою жизнь.
Когда одиннадцать лет назад Хлопов пришел на работу в инспекцию по делам несовершеннолетних, не подозревал, что почти каждый день будут происходить малоприятные события. В средней школе, где Андрей сначала преподавал историю, а потом работал директором, было больше положительных моментов.
… Не найдя свободного кабинета для разговора, мы садимся в небольшом актовом зале. Андрей Петрович производит впечатление человека обстоятельного, несуетливого, однако чувствуется, что такой в карман за словом не полезет.
— С детьми довольно сложно, — признается Хлопов. — И мужчины, как ни странно, у нас долго не задерживаются. Было у меня в отделе два сотрудника, в итоге один перешел на другую должность, а второй вообще ушел из милиции…
Андрей Хлопов уверен, что без знаний возрастной психологии здесь делать нечего, а еще нужны интуиция и, конечно же, сопереживание. Не все задержанные отъявленные преступники.
— Нужно подростка каким-то образом расположить к себе, вызвать на откровенный разговор. И еще — ребенка обманывать нельзя. Если что-то пообещал, хоть тебе это потом и неприятно, не хочется, но это надо выполнять. Если один раз обманул, в следующий раз он тебе не поверит. Это взрослый понимает, что жизнь сложная штука, что не все, что хочется, не все, что кажется правильным, можно сделать, для детей мир кажется проще, от этого и нетерпимость…
Собеседник считает, что работы еще непочатый край. В прошлом году в Маслянинском районе возросла подростковая преступность. И она значительно помолодела. Без страха и упрека на «подвиги» идут те, кому еще не исполнилось и четырнадцати. Возможно, надеясь, что им все сойдет с рук — законы для малолеток щадящие.
Сотрудников инспекции настораживает и беспокоит рост нехарактерного для района преступления — наркомании.
Если в 2005 году было три преступления (изготовление и хранение наркотиков), то в прошлом — уже девять. Печальная статистика…
— Вчера у меня на беседе был одиннадцатилетний Максим, — продолжает Андрей Петрович. — В сентябре прошлого года его семья переехала в наш район. Мальчик пришел в новую школу, но у него сразу не сложились отношения ни с одноклассниками, ни с педагогами.
Максим уже успел совершить кражу в школе, а в ночь на Новый год не ночевал дома, бродяжничал. Мальчик в семье один, но мать и отчим не следят за ним…
Долгое время мальчишка говорил родителям, что от дома до школы ходьбы — пятьдесят минут. А они и верили, даже не заглянув туда, не повстречавшись с учителями.
На самом деле — «прогулка» до «альма-матер» составляет всего десять минут. Чем занимался Максим остальные сорок минут?..
Андрей Хлопов продолжает:
— Конечно, я буду отслеживать дальнейшую судьбу ребенка. Наша цель — уберечь подростка от проступка, чтобы он не попал в колонию. Как правило, все начинается с мелочи.
Для сотрудников нашей инспекции основная беда — пьянство несовершеннолетних. Настораживает, что девочки чаще стали выпивать и в большинстве случаев перещеголяли парней. Пиво для подростков — главный атрибут, а курение считается нормой…
Так и хочется воскликнуть: «А куда ж смотрят родители?». Конечно, можно в чем-то упрекать школу, милицию и еще кого-нибудь. Но, как известно, семья — главный воспитатель с пеленок.
Часто приходится вызывать в инспекцию нерадивых родителей. В основном молодые правонарушители из неблагополучных семей.
Одни родители слушают инспектора спокойно, другие — с криками и руганью. Хлопов и его коллеги убедились, что с любым человеком можно найти общий язык, без сюсюканий и заигрывания.
А когда беседы не дают эффекта, приходится пап и мам лишать родительских прав. И здесь статистика удручающая. Если лет десять назад рассматривалось не более пяти материалов в год, то в прошлом — 31.
— Самое страшное, что иногда подростки идут на суицид, — продолжает Андрей Хлопов. — Причин несколько, но самая распространенная — неразделенная любовь, первые безответные чувства. В прошлом году в районе пятнадцатилетний мальчишка повесился — зрелище жуткое. Я, отец четырнадцатилетнего школьника, не могу спокойно относиться к подобным трагедиям. Но иногда к самоубийству детей вольно или невольно толкают… родители...
Произошло это десять лет назад. Из одиннадцатилетнего сына отец решил сделать настоящего мужчину, без комплексов.
Ребенок постоянно ухаживал дома за кроликами, они стали его друзьями. Однажды, когда мать была на работе, отец заставил сына забить кролика и разделать его, а сам ушел к соседям.
Мальчик указание отца выполнил, забил кролика, разделал его, сложил все в чашечку и… повесился на шнурке. Когда об этом узнал Хлопов, угодил в больницу. Не дорогая ли цена за кусок жаркого?..
Еще один трагический случай. В нормальной, внешне благополучной семье повесился шестнадцатилетний сын. Стали разбираться. Оказалось, что парень одолжил у сверстников триста рублей, а отдать вовремя не мог. Естественно, что с него стали требовать вернуть деньги!
Интересное в этой истории то, что парень боялся о долге маме сказать. Это ли не говорит о том, какие взаимоотношения у подростка были с родителями.
— А праздники в вашей жизни бывают?
— А как же без них (оживляется)! Три года назад ко мне после службы в армии пришел бывший подопечный и говорит: «Спасибо, Андрей Петрович, я отслужил, у меня все хорошо, устроился в жизни, работаю». Как я был рад за него, вы не представляете. Когда он был подростком, чего только не вытворял: и пил, и дрался, осудили его по малолетке. Судимость была погашена, пошел в армию. Это его и вразумило. Не секрет, что служба в армии меняет парней, они быстро взрослеют. И таких примеров, когда ребята меняются, немало…
АКТУАЛЬНО


