С верой и любовью к Отечеству

На костровище, что по центру лагеря, уже вьется едва заметный дымок только что разведенного костра и в кристально чистом воздухе почти дикой природы тут же разливается едва различимый аромат домашнего уюта и тепла.
Первая смена военно-полевых сборов «Сибирской заставы», как и других загородных лагерей, должна была заехать еще в начале месяца, но из-за непредсказуемо мокрой и холодной июньской погоды задержалась. Так что жизнь здесь затеплилась совсем недавно.
Наш приход совпал по времени с утренней побудкой. Инструкторы-воспитатели уже умылись освежающей озерной водой и сделали легкую разминку, благодаря чему в очередной раз убедились, что в здоровом теле воистину здоровый дух. Пребывая в отличном настроении, они встречают мальчишек и девчонок (их гораздо меньше), гуськом выбирающихся из больших серо-зеленых, почти сливающихся с бором палаток. Легкой трусцой к умывальнику под открытым небом, кому надо — в другие, определенные санитарными правилами места — и общее построение.
Замечаю, что отец Иоанн, священник прихода преподобного Серафима Саровского города Тогучина, духовно окормляющий лагерь, сменил камуфляж, в котором шагал через бор, на облачение и приготовился к утренней молитве. Все население лагеря от мала до велика собралось у сделанного своими руками аккуратного молитвенного угла, украшенного рушником, вышитым крестиком по старинной русской традиции. На минуту повисает хрупкая тишина, и вот уже детские руки творят крестное знамение, а губы шепчут слова знакомых молитв, вторя батюшке. Легкого взгляда достаточно, чтобы заметить, что для большинства ребятишек молитвенное правило не новость, они знают, как вести себя во время богослужения, наизусть читают «Отче наш» и не испытывают ни малейшей неловкости или стеснения, общаясь с отцом Иоанном.
— Программа наших сборов содержит два основных подраздела. Первый — это изучение традиционной культуры, основанной на православии, а второе — военно-прикладное направление. Они взаимно дополняют друг друга. Мы ушли от традиции проведения обычных военно-патриотических лагерей, так как прекрасно понимаем, что важно не просто привить ребятам здоровый образ жизни, научить их приемам самообороны, стрелять, метать нож, гораздо важнее дать им понятия духовной жизни. В наше время очень важно именно это, — говорит заместитель начальника военно-полевых сборов «Сибирская застава» старший лейтенант запаса Денис Юрьевич Ряузов. — Я работал несколько лет в детском доме в Новокузнецке, и мой опыт говорит о том, что детям надо показать, что есть альтернатива тому, что они видят на улице и на экране телевидения, что можно жить иначе, стремиться к иному, иначе проводить свободное время.
Как можно жить иначе и по-другому, с пользой для души и для тела, проводить время, мы увидели своими глазами. Правило, «когда я ем, я глух и нем», здесь укоротилось и трансформировалось в, «когда я ем — я нем», потому как у ребят, за обе щеки уплетающих наваристую овсяную кашу, ушки, что называется, работают по полной программе, усваивая историческую информацию времен Древней Руси о знаменитом походе князя Игоря, о княгине Ольге. Слово за слово... И под интереснейшее повествование чашки незаметно пустеют даже у тех, кто успел сбегать за добавкой. По окончании трапезы снова короткая благодарственная молитва. И уже через несколько минут, разбившись на взводы, мальчишки и девчонки отправились со своими инструкторами — кто изучать устройство автомата Калашникова, кто стрелять из пневматической винтовки, а кто учиться передвигаться группой по пересеченной местности...
Усилием воли подавив в себе детское желание попробовать собственные силы и в том, и в другом, и в третьем, мы превращаемся в заинтересованных наблюдателей и, затаив дыхание, наблюдаем за тем, как разновозрастные сорванцы на глазах превращаются в спаянный боевой коллектив, готовый на все ради выполнения задания. Как человека, много общающегося с детьми, меня на сборах больше всего поразили две вещи. Первая — недюжинное терпение инструкторов, дотошно и спокойно в сорок пятый раз растолковывающих очередному новобранцу прописные истины военного дела. А вторая — поведение ребят, забывших о ссорах, стычках, не замечающих мелких обид, как будто повзрослевших и посерьезневших мгновенно.
«Сибирская застава» возникла в 1999 году на энтузиазме группы офицеров запаса. Сначала это был небольшой лагерь на 25 — 30 ребят, потом, когда пришли новые интересные преподаватели и появилась общественная поддержка, он значительно разросся. Несколько лет сборы проводились под Мошково, один раз в Завьялово, и вот уже второй год подряд здесь, в живописнейшем месте на берегу озера Борового. Организатором военно-полевых сборов выступает центр традиционной культуры «Лад», которым руководит Андрей Романович Каримов (он же — директор «Сибирской заставы»). Что касается материального обеспечения, то до сих пор оно строится на спонсорской помощи и благотворительных пожертвованиях.
В лагере можно встретить ребятишек из самых разных социальных слоев, и это здорово, потому что, оказавшись в этой микромодели мира, они ближе знакомятся друг с другом, учатся выстраивать отношения и, возможно, меняют свои жизненные установки и переоценивают ценности. Девчонки хоть в численности и уступают сильному полу, зато могут дать фору по части знания истории родного края и некоторым «мужским» умениям. К примеру, Ася, второй год подряд приезжающая на сборы, рекордсмен по скоростной разборке и сборке калашникова. Зато в соревнованиях по стрельбе второй мальчишеский взвод не позволил никому усомниться в своих снайперских качествах.
В откровенном разговоре ребята признаются, что жизнь в «Сибирской заставе» настолько насыщена и интересна, что никому и в голову не приходит скучать по другу-компьютеру или телевизору. Наши компьютеризированные дети, страдающие от недостатка родительского внимания, здесь получают нечто большее, нежели полезные знания и навыки. Они получают новый жизненный опыт и новое общение. Не будучи профессиональными психологами, многие офицеры-воспитатели обречены вести личные душещипательные беседы, разбирая «по косточкам» проблему, с которой пришел паренек, и стараются помочь ему добрым словом, советом, личным примером. Многие мальчишки здесь вырисовывают для себя новый образ мужчины. Это образ человека дела, защитника, воина и созидателя.
Андрей Каримов говорит:
— Мы старались создать комплексную непрерывную систему воспитания, основные постулаты которой можно сформулировать так: воспитание происходит в определенной среде, и воспитывает сама обстановка, сам уклад жизни. Не открою Америки, сказав, что для каждого возраста ребенка характерны свои устремления, свои функции. Маленькому ребенку важно дать возможность для роста и развития в разных направлениях: физическом, эмоциональном, духовном. Для него в этот период чрезвычайно важны дом и семья. Парню необходимо все попробовать, везде побывать... Это период преодоления пространства и времени, период формирования себя в зрелого человека. Именно это пространство и создано здесь, в лагере.
«Церковь поддерживает этот лагерь, потому что здесь правильно расставлены приоритеты, — говорит отец Иоанн. — Главное — возрождение веры, христианской души. А что касается военно-патриотического воспитания, само христианство пропитано воинскими традициями, ритуалами, идеями монашества. Монах — духовный воин. Человек принимает крещение, из него молитвой изгоняют дьявола, и этого человека уже называют воином церкви христовой».
Немало ребят, побывавших в прошлые годы на сборах в «Сибирской заставе», не только стали постоянными воспитанниками центра «Лад», некоторые из них, уже выйдя из отроческого возраста, сегодня помогают в становлении нового поколения юных патриотов.
АКТУАЛЬНО


