«Изгнание»

Здесь же стало известно, что «Изгнание» заранее закупили тридцать стран — притом, что никто не знал ни фабулы, ни жанра этой картины...
От первоисточника режиссер оставил лишь голый сюжет. Жена признается мужу, что беременна не от него. Муж, медленно сходя с ума и опасаясь собственного гнева, заставляет жену сделать аборт. В результате произведенной операции несчастная умирает, а муж подходит к последней черте отчаяния, за которой (хотя это только предположение, не больше) ему должно открыться нечто вроде божественного откровения. Подтверждает догадку о предстоящем духовном прозрении невольного убийцы эпизод с чтением почти библейского отрывка, вложенного в уста девочки-подростка: «Любовь не сетует, не спрашивает, любовь не кичится». И так далее.
Но и сюжет для Звягинцева существует как бы на периферии, отдельно от его визуальных экспериментов. Главное — та атмосфера тягучего и медленного всматривания в действительность, которая так удавалась Тарковскому, Брессону и иже с ними и которая может безумно раздражать в режиссерах рангом поменьше.
Въедливое, подробнейшее рассматривание каждой травинки и листочка, отвечающих за божий мир, противопоставлено суете и маете таких несовершенных существ, как homo sapiens. Эти самые homo sapiens — актеры, задействованные Звягинцевым (Александр Балуев, Константин Лавроненко, шведская актриса Мария Бонневи), — играют в соответствии с глобальным звягинцевским замыслом. То есть без эмоций и всплесков. Ибо Звягинцев, сам бывший актер, полагает, что игра в иных случаях не нужна, нужно лишь точное физическое присутствие. У бедного Лавроненко (замечательно сыгравшего отца в «Возвращении») только одна эмоциональная сцена: истерика при виде мертвой жены...
При всем том, о чем говорилось выше, «Изгнание» обладает определенной магией, не отпускает от себя, превращая сам просмотр чуть ли не в спиритический сеанс. Да и после просмотра образы фильма так и преследуют тебя, возникая в мозгу как настойчивые, неотвязные видения. Сокровенный ли это дар автора или онтологическая природа кино, настолько могущественная, что порой становится самодостаточной? При умелом, разумеется, к ней подходе...
Самая восторженная рецензия появилась в газете International Herald Tribune, назвавшей картину «восхитительным и волнующим пазлом». Это, считает автор, «закодированная сказка, история Адамы и Евы, изгнанных из рая». Автор статьи находит в фильме Звягинцева сходство с картинами Бергмана.
В рейтинге журнала Screen средний балл «Изгнания» — 2,1 из 4-х возможных; наш фильм опережает картину Вонга Кар Вая и французский мюзикл «Песни любви», но сильно отстает от лидера гонки румынской драмы «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и от триллера Дэвида Финчера «Зодиак»...
АКТУАЛЬНО


