Безответственных не пускать на торги

Парламентарии жёстко прошлись по подрядчикам на модернизации коммуналки
Почему подрядчики позволяют себе не достраивать объекты, не выполнять обязательства перед заказчиком и при этом не испытывают особенных неудобств, а тем более страха?
Речь не о случайных ошибках, а о системном безобразии, которое недобросовестные исполнители в силу безграмотности или наглости — у каждого свой грех, с ними должны разбираться соответствующие органы — чинят, начиная с проектных работ. И так из года в год, из объекта в объект — где край у этой истории? Доколе всякие прохиндеи и неумехи будут получать подряды — сами или через «подставных» участников на конкурсах?
Тема горячая, она раскалилась в очередной раз на недавнем заседании комитета Закcобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. Для начала депутаты выслушали ведомственный отчет об исполнении госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» за 2024 год. По информации исполняющего обязанности министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгения Назарова, в прошлом году объем финансирования госпрограммы превысил 8,8 миллиарда рублей, из которых 7,3 миллиарда выделено областным бюджетом и более 980 миллионов — федеральным, остальное добавили муниципалитеты и внебюджетные источники. Цифры, надо отметить, впечатляющие, но удовлетворения они не принесли.
Итак, обо всем по порядку.
Как рассказал чиновник, по региональному проекту «Чистая вода» в 2024 году введен в эксплуатацию комплекс сооружений водоснабжения в селе Кыштовка за 88 миллионов рублей. Реализация ведомственного проекта «Строительство и реконструкция объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения» позволила ввести в эксплуатацию 30 таких объектов. Разработано 25 проектно-сметных документаций.
— Также по итогам 2024 года 77 граждан получили возмещение части фактически уплаченных процентов по кредитам, привлеченным на газификацию жилья, — отметил и. о. министра. — В рамках мероприятий «Безопасное ЖКХ» 34 района подготовлены к отопительному сезону, объем финансирования за счет областного бюджета составляет 3,4 миллиарда рублей. Средства направлены на ремонтно-восстановительные работы, приобретение топлива, погашение кредиторской задолженности, а также на топливно-энергетические ресурсы.
Депутат Вячеслав Илюхин уточнил, почему уменьшено финансирование по чистой питьевой воде.
— В отчете КСП за 2022 год было отмечено, что изношенность сетей централизованного водоснабжения в городских округах составляла 65,7–78,2 процента, а в сельских населенных пунктах — от 45 до 93 процентов, — подчеркнул депутат. — Физический износ станций водоподготовки увеличился с 13,9 до 40,5 процента. Неблагоприятная ситуация сохраняется с водой по микробиологическим показателям. Рост заболеваемости кишечными инфекциями в регионе составил 53,5 процента, а у нас уменьшаются ассигнования на решение ситуации.
Увы, не сданы в 2024 году и не введены в эксплуатацию восемь объектов водоснабжения и водоотведения в селах Кочки, Марусино, Верх-Тула, в рабочем поселке Дорогино, в городах Новосибирске, Искитиме и Оби, на реке Ноздрихе, добавил депутат Дмитрий Козловский и спросил: «Почему столько объектов не введено в эксплуатацию, мы же всегда так переживаем об этом!»
— Есть два фактора: первое — не всегда качественно готовится проектная документация, ее приходится корректировать по ходу, — пояснил глава минЖКХ. — Второе — это «некачественный» подрядчик, который не укладывается во временные рамки соглашения своих обязательств.
Положение дел еще одной конкретной деталью дополнил депутат Илюхин: «306 тысяч человек в регионе не обеспечены чистой водой, а мы уменьшаем финансирование, где логика? Давайте это отметим обязательно, так не должно быть».
Заместитель председателя комитета Вадим Агеенко со своей стороны добавил, что тема некачественной разработки ПСД обсуждается депутатами уже далеко не первый год.
— Мы же говорили, что при министерствах будут создаваться организации, которые займутся проверкой либо сами будут готовить проектно-сметную документацию, это раз, — напомнил депутат. — Ведь каждый год невозможно выслушивать, что ПСД плохо сделана, мы же слишком давно об этом говорим! И вообще, что значит «некачественные подрядчики»? Мы же не по 200–300 скважин делаем. Может, просто за ними контроль слабый?
По словам Евгения Назарова, орган контроля, то есть проектная дирекция министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, действительно создана, а в 2025-м сформирована группа, которая разработала чек-лист для «уменьшения контрольных точек».
— То есть теперь выясняем, на каком этапе с подрядчиком нужно принимать решение либо о расторжении контракта, либо о дальнейшем продолжении работы, — уточнил чиновник.
Как пример недобросовестного отношения проектировщиков к своей работе Евгений Назаров привел документацию по возводимой в городе Татарске станции водоподготовки. На минувшей неделе пришлось дополнительно проводить конкурсные процедуры по корректировке проекта, где не было целого блока — раздела электроснабжения. «При этом он почему-то прошел положительную экспертизу и был отдан в работу», — отметил Евгений Назаров.
— Ощущается ли снижение остроты вопроса после появления подразделения, которое занимается формированием технического задания, контроля этапов проектирования? — спросил председатель комитета Олег Подойма. — На сегодня какой-то эффект есть?
По информации Евгения Назарова, некачественная документация теперь проходит корректировку до проведения конкурсных процедур.
— Сейчас мы такую документацию просто не допускаем на торги, — заверил собравшихся Евгений Назаров. — Либо документ сразу идет в корректировку, потому что иначе уже нельзя.
АКТУАЛЬНО


