Мой БАМ — моя жизнь
Земляки вспоминают, как 50 лет назад стартовало строительство Байкало-Амурской магистрали
Ветераны великой советской стройки встречаются с молодежью. Площадкой для исторических бесед стал Болотнинский краеведческий музей. Героями одной из встреч стали супруги Пешковы — участники прокладки БАМа.
— В 1970-х годах БАМ гремел по всей стране: тогда СССР собирал активную молодежь в далекую сибирскую тайгу, — вспоминает Елена Пешкова, жительница города Болотного. — Нужно было строить дороги, мосты, тоннели, города и станции и очень нужную Родине железную магистраль. Нас, рожденных в советской стране, манила романтика неизведанного, трудности закаляли молодые сердца. В 1980 году мы прибыли в молодой таежный поселок строителей тоннеля через Северо-Муйский горный хребет, на Бурятский участок БАМа.
Как это было?
Елена Александровна вспоминает, что работа кипела на всех рабочих площадках. Жили в самодельных деревянных домиках, общежитиях. Комсомольская бригада, в которой трудилась наша героиня, строила жилые дома под ключ.
1982 год. У вездехода в честь первопроходцев Северомуйска
— В сейсмическом районе все здания строились на деревянных сваях, — уточняет ветеран. — Даже в лютую зимнюю стужу нам непрерывно подвозили строительные материалы. Мы жгли костры, разогревая грунт, под сваи рыли ямы, устанавливали тяжелый брус.
Как комсомольцы согревались? Да у того же костра. Меховым было все — полушубок, рукавицы и даже чулки. И понятно, наши сибирские валенки.
— Мы были молодые, энергичные, заряженные на успех! Рядом с нами работали и дружили ребята из разных городов Советского Союза, из разных республик. Строили жилье, детские сады, школу, больничный комплекс, школу искусств, Дом культуры. Северомуйск становился крепким бамовским поселком. Парни и девчата собирались после работы в клубе, заводили дружбу, пели песни и танцевали. В 1981 году мы с друзьями создали молодежный клуб по интересам «Дивертисмент». Сами ставили спектакли и капустники к разным праздникам и событиям поселка, к прибытию первых поездов на станции, к юбилею СССР и, конечно, к свадьбам. А свадеб было много! У меня была профессия портной и швейная машинка, привезенная с собой. Шила сценические костюмы и наряды для себя и друзей.
Пели под гитару и создавали семьи
Проводили комсомольцы и такие популярные тогда «квартирники»: вместе, сидя на полу вокруг импровизированного «стола», которым служило покрывало, пели под гитару песни Юрия Визбора и пили чай с вареньем из таежных ягод.
1983 год. Комсомольская бамовская свадьба Елены и Петра Пешковых
— Комсомольская дружба соединяла сердца молодых людей и рождала новые семьи. На комсомольской работе я встретилась со своим будущим мужем. В 2023-м мы отметили 40-летний юбилей совместной жизни, на БАМе у нас родились, выросли и закончили школу две дочери. Последние десять лет из двадцати четырех бамовского стажа я работала оператором на энергоучастке.
Ехали специалисты со всей страны
Супруг Елены Александровны приехал на БАМ сразу после службы в армии. Сельский парень отправился вслед за друзьями, устроившись на строительстве Северомуйского тоннеля в электромонтажную организацию.
— 27 декабря 1981 года вылетаю в Улан-Удэ, — вспоминает Пётр Николаевич Пешков. — Познакомился в пути с Андреем. Молодой парень летел из Ленинграда, где учился на машиниста шахтного электровоза, в Северомуйск, к родителям. Вылететь нам удалось только 30 декабря. А 3 января прибыл в СМУ-251 «БелБАМстроя», где требовался токарь — моя рабочая специальность. Организация строила жилой поселок на станции Муякан, сейчас — Северомуйск. Отработал 2,5 года, но в мае 1984-го на участке случился пожар, сгорела вся техника, в том числе и мой токарный станок.
2024 год. Встреча бамовцев П.Н. Пешкова, Е.А. Пешковой и М.Н. Чижова со студентами Болотнинского педколледжа
Дальше профессиональная жизнь Петра Пешкова пошла по новому пути. После окончания курсов работал электрослесарем в организации, которая занималась бурением скважин, снижая тем самым гидростатическое давление тоннеля на неустойчивые водно-песчаные грунты. Ветеран говорит, что его судьба на всю жизнь связана с БАМом.
— Спустя 25 лет я, уже в должности заместителя главного энергетика, принимал участие в строительстве московских станций метро «Жулебино», «Котельники», «Некрасовка». Все работы на строительстве и тоннелей на БАМе, и олимпийских тоннелей в Сочи, и указанных станций метро выполнял «Бамтоннельстрой». И вот сегодня удивляюсь, как мы смогли построить тоннель при тех технологиях в 1980-х? Как пережили 1990-е в тех же щитовых домах, несколько дней отогревали поселки в декабре 2002 года, когда из-за аварии на тяговой подстанции без электричества остались три поселка и весь тоннель.
БАМ построен и будет строиться
Пётр Николаевич вспоминает, каким ударом для бамовцев были возникшие в конце прошлого века риски прекращения строительства магистрали. На полном серьезе страна могла отказаться от завершения масштабнейшего, без тени лукавства эпохального инфраструктурного проекта. И с какой радостью ветераны великой стройки в год ее 50-летия восприняли новость о развитии проекта. Дело в том, что 30 марта 2024 года РЖД подписали контракт на строительство вторых тоннелей — Северомуйского, Кодарского, Кузнецовского — и моста через Амур.
— Это значит расширение БАМа и строительство новых поселков и городов. Не зря мы жили и работали, — удовлетворенно говорит Пётр Пешков. — Гордость берет за то, что мне довелось работать на таких объектах и в таком коллективе. Для нас, бамовцев, важно еще одно событие: три года, как 19 мая 2021 года в Москве была создана Общероссийская общественная организация «Бамовское содружество», повсеместно открылись филиалы, в том числе в Новосибирске. И мы часть этого коллектива. Содружество проводит большую работу по популяризации истории БАМа среди молодежи. И эта встреча в Болотнинском музее — дань истории нашей страны, одной из ее величайших строек, плодами которой пользуются новые и новые поколения, прирастает экономика и мощь нашей Родины.