USD 103.4305 EUR 109.0126
 

Пропавшие, но не забытые

Алёна КОВРОВА
В 1987 году на польском и русском языках были изданы две книги «Память», в которых польский общественный деятель Януш Пшимановский собрал данные о советских солдатах, погибших при освобождении Польши. Среди 78 556 имен был и Николай Маликов. Фото предоставлено Сергеем Мостововым
В 1987 году на польском и русском языках были изданы две книги «Память», в которых польский общественный деятель Януш Пшимановский собрал данные о советских солдатах, погибших при освобождении Польши. Среди 78 556 имен был и Николай Маликов. Фото предоставлено Сергеем Мостововым

Земляки делятся друг с другом опытом поиска информации о павших в период Великой Отечественной родных, находя их захоронения

Поиск могилы погибшего летчика лег в основу большой волонтерской работы его внука: Сергей Мостовов, исполнив личный долг памяти, помогает восстанавливать истории без вести пропавших в войну сибиряков.

019-10-05-1.jpg

Мостовов Владимир Кузьмич, гвардии майор, 306 Дрогобычский артиллерийский полк, 30.11.1942 - 04.12.2020 гг. Фото предоставлено Сергеем Мостововым

Два предка нашего земляка, новосибирца Сергея, прошли Великую Отечественную вой­ну. Его отец Владимир Мостовов ушел добровольцем в 1­942-м, ему только исполнилось 18. Командовал отделением автоматчиков на Курской дуге, участвовал в форсировании Днепра, был артиллеристом в составе 306-го Дрогобычского артиллерийского полка, прошел с боями всю правобережную Украину, сражался на Карпатах и встретил Победу в Будапеште. Умер ветеран в декабре 2020 года, в возрасте 97 лет. До последнего дня он рассказывал о героическом подвиге советского народа школьникам, давал интервью на телевидении и в газетах. Вся жизнь фронтовика была задокументирована с его слов. Чего нельзя сказать о другом предке Сергея Мостовова — отце его матери, Николае Маликове.

019-10-03.jpg

Маликов Н.П. 1944 г. Белосток 2-й Белорусский фронт. Фото предоставлено Сергеем Мостововым

С чего начинается поиск

Еще до революции уроженец Воронежской губернии Николай Маликов в возрасте семи лет вместе с семьей попал в Туркестан. В юности строил советский Турксиб, работал мастером токарного цеха в паровозном депо. В 1941-м по приказу отбыл в Подмосковье, оттуда — на фронт. Погиб гвардии ефрейтор Николай Маликов 8 января 1945 года под Варшавой. О месте захоронения в деревне Нова-Весь Сероцкого уезда Варшавской губернии близким сообщили однополчане. В 1970-е дочь погибшего выяснила, что отца перезахоронили в Варшаве на мемориальном кладбище павших советских воинов. В Польшу и на мемориал женщина попала только в 1980 году.

019-10-04.jpg

Фото предоставлено Сергеем Мостововым

В июне 2014-го Сергей вместе с семьей приехал в Варшаву, чтобы посетить братскую могилу. Кладбище было неухоженным: бетонные поребрики и столбики обелисков покрыты толстым слоем мха, на обелисках не было видно красных звезд и номеров могил.

019-10-06.jpg

Я пришел к тебе дед (Варшава. июль 2014 г.). Фото предоставлено Сергеем Мостововым

К посетителям подошел немолодой поляк, представился Мареком. Разговорились. Он рассказал, что у его родителей в годы войны жили советские военные и он с уважением относится к памяти всех павших. Новые знакомые обменялись контактами, стали переписываться, и через год на братской могиле Марек установил присланную Сергеем фотографию деда. Потом поляк посещал захоронение, зажигал на нем поминальные свечи.

019-10-02.jpg

Фото предоставлено Сергеем Мостововым

В 2020 году связь прервалась. А в начале 2021-го Мостовов написал в российское посольство в Польше и вскоре получил фотографию и сообщение, что портрет деда на месте, на мемориале за счет средств бюджета РФ проведены ремонтно-восстановительные работы, а сотрудники посольства и представительства Минобороны России постоянно следят за состоянием захоронения.

Сотни имён и судеб

В 2014 году, 9 мая, Сергей Мостовов вместе с отцом впервые пронесли портрет Николая Маликова по Морскому проспекту Академгородка, став участниками «Бессмертного полка». Тогда же на одноименном сайте внук создал личную страницу деда.

— В то время велась оцифровка архивных материалов, — вспоминает Сергей Мостовов. — На сайте «Подвиг народа» появились приказы о награждении. Так я узнал, что мой дед в июле 1943 года был награжден медалью «За боевые заслуги» (битва на Курской дуге, Орловская наступательная операция), а в августе 1944 года — орденом Красной Звезды (Белостокская наступательная операция). Узнал я и что дед воевал в 325-м гвардейском Могилевском Краснознаменном орденов Кутузова и Александра Невского минометном полку знаменитых «катюш».

На сайте МО РФ «Память народа» внук героя нашел упоминания о других солдатах и офицерах, воевавших в 325-м ГМП. А в статье одной из районных газет увидел целую серию фронтовых фотографий, которой поделился сын начальника штаба одного из дивизионов полка. Позже снимки были размещены в рубрике «Неизвестный солдат» сайта «Бессмертный полк». За пять лет Сергею удалось установить всех однополчан деда. Всего 756 фамилий с данными о воинском звании и должности, дате рождения, месте призыва, дате и месте гибели, захоронении и наградах. Был составлен список потерь полка с января 1943 по май 1945 года, а также боевой путь по датам и местам боев.

Осенью 2019 года на сайте движения «Бессмертный полк» появилась просьба о помощи в поисках родственников солдат, погибших во время ВОВ в Австрии и захороненных на кладбище города Лаа-ан-дер-Тайя. Открытие мемориала, восстановленного за счет российского благотворительного фонда «Вольное дело», было запланировано на май 2020 года и предполагало присутствие близких погибших. Найти потомков пяти фронтовиков из Новосибирской области и трех – из Томской, опираясь на уже имеющийся опыт поисковика, вызвался Сергей Мостовов.

Где погиб Октябрин?

В результате удалось разыскать родственников четырех солдат. Для некоторых из них проделанная работа приоткрыла целый пласт семейной истории. Так, например, родные солдата Октябрина Костюкова из села Балман Куйбышевского района не знали, где он погиб. А опираясь на фото, где фронтовик в летной фуражке, думали, что служил он в авиации. Снимок же был сделан в учебном воинском подразделении, где не нашлось другого, кроме этого, головного убора. На самом деле Октябрин Костюков был механиком-водителем в танке Т-34, экипаж которого сгорел заживо 21 апреля 1945 года у деревни Фальбах. Танковая бригада, в которой служил Костюков, носила наименование «Волновахская» и к концу вой­ны достигла Чехо­словакии.

Жизнь другого солдата, Георгия Лютикова из села Старый Елбак Болотнинского района, оборвалась в плену, в лагере Stalag XD, в декабре 1941 года. Этого его родные также не знали. Поисковые работы велись через социальные сети, районные администрации, средства массовой информации. Огласка привлекла внимание людей, желающих установить судьбу близких, пропавших в войну.

Жительница Новосибирска попросила найти данные о захоронении Петра Колганова, уроженца села Легостаево Искитимского района, награжденного медалью «За отвагу» в 1943 году. Выяснилось, что служил он в 475-м стрелковом полку 53-й Новоукраинской стрелковой дивизии и погиб в Австрии 20 апреля 1945 года. Местом его погребения стала одиночная могила в селе Хетц­маннсдорф севернее города Вены. Сейчас на этом месте захоронения нет, и информации о судьбе останков тоже.

Рядовой-стрелок Иван Пахомов, до войны проживавший в Краснозёрском районе, пропал без вести в марте 1942 года. По информации о его полевой поч­те выяснилось, что воевал сибиряк в составе 247-й стрелковой дивизии НКВД. С декабря 1941 по февраль 1942 года в ее составе он участвовал в ожесточенных боях в районе города Белого Калининской (ныне Тверской) области и там погиб.

Поисковики отмечают, что для успешного розыска очень важно выяснить точный временной период и место, где вое­вал и погиб солдат.

Потерянные по ошибке

К Сергею Мостовову с просьбой помочь обращались и из Томской области — родственники солдата Владимира Астича, воевавшего в составе 1­37-го гвардейского Красно­знаменного стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Боец погиб на Зееловских высотах 16 апреля 1945 года и был захоронен на территории земли Бранденбург в Германии. Родственники многие годы пытались узнать, где перезахоронены его останки. Сергея же поиски нужной информации привели к обнаружению целой группы солдат, которые по военным документам числятся пропавшими без вести. А на самом деле известны конкретные места их захоронения, но эти данные сложно обнаружить из-за ошибок, допущенных в документах.

— На схеме расположения братских могил в районе станции Гольцов и населенного пункта Ной-Тухебанд в одной из могил захоронен Яков Иванович Забоев. В то же время в именном списке потерь 47-й ГСД есть пропавший без вести Яков Иванович Забаев — разница в одной букве, — рассказывает Сергей Мостовов.

В поисках информации Сергей отталкивается от минимальных данных, которые содержатся в запросах райвоенкоматов в органы Народного комиссариата обороны СССР, управление по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава. Там можно выяснить, когда было получено последнее письмо, место службы или номер полевой почты, данные анкеты. После установки данных родственники сами могут обратиться в архив МО РФ, где хранятся частично оцифрованные важные документы.

Кропотливая работа, которую Сергей ведет уже несколько лет, помогает многим людям восстановить историю своей семьи и сохранить эту память для потомков. Подробные рассказы нашего собеседника о поиске информации о его герое-деде, а также о пропавших без вести воинах, перейдя по данной ссылке http://www.sovsibir.ru/news/177329