USD 100.0324 EUR 106.2024
 

Кондуит для поросёнка

Инна ВОЛОШИНА
Протезы легочной артерии, которые не накапливают кальций, испытывают на подопытных мини-пигах. В кадре — подготовка к операции по установке кондуита. Фото: Андрей Заржецкий
Протезы легочной артерии, которые не накапливают кальций, испытывают на подопытных мини-пигах. В кадре — подготовка к операции по установке кондуита. Фото: Андрей Заржецкий

Благодаря господдержке в центре Мешалкина разрабатывают биопротезы, которые могут спасти многих людей

Различные виды медицинских изделий, в частности ксенокондуит с антикальциевой защитой, разрабатывают и испытывают непосредственно в клинике, пока что на четвероногих пациентах. Деньги на реализацию данного проекта выделяются в том числе из бюджета региона.

«Советская Сибирь» в прошлом номере уже рассказывала своим читателям о разработках ученых центра имени академика Мешалкина. Напомним, сегодня центр реализует совместно с регионом четыре проекта. В 2023 году на реализацию всех научных проектов правительством Новосибирской области на условиях софинансирования с Российским научным фондом было выделено 86,728 миллиона рублей — это почти на 22,5 миллиона больше, чем в 2022 году. НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина из регионального бюджета в 2023 году было направлено 5,25 миллиона рублей.

Стоит отметить, что проекты, о которых идет речь, имеют не только высокую научную значимость, но и предусматривают создание высокотехнологичных материалов, инструментов, систем, производство которых может быть налажено на территории Новосибирской области. По словам министра науки и инноваций региона Вадима Васильева, особенно важно, что у многих лабораторий есть свой индустриальный партнер, готовый цивилизованным путем, заключив лицензионный договор, производить инновационную продукцию. Для одного из представленных проектов уже готовится производственная площадка в Новосибирской области.

Чтобы родить, едут в Новосибирск

Один из таких проектов — разработка клапаносодержащего правостороннего ксенокондуита с антикальциевой защитой для хирургического лечения детей с врожденными пороками сердца, реализацией которого занимается научный сотрудник научно-исследовательского отдела новых хирургических технологий, врач — сердечно-сосудистый хирург Наталия Ничай. Порок сердца — это деформация и патологические изменения в структуре клапанов, перегородок и стенок камер, которые ведут к неправильной работе органа. Заболевание бывает врожденным и приобретенным.

027-11-02_M.jpg

Директор Института экспериментальной биологии и медицины НМИЦ имени Мешалкина Ирина Журавлёва рассказала министру науки и инновационной политики региона Вадиму Васильеву о последних разработках ученых центра. Фото: Андрей Заржецкий

В Сибирском федеральном округе распространенность врожденных пороков сердца составляет более 400 случаев на 100 тысяч детей. Особое место в структуре ВПС занимают пороки, требующие протезирования легочной артерии. Ежегодно в клиниках нашей станы оперируется более 1500 детей с подобной патологией. По Сибирскому федеральному округу эта цифра составляет более 250 пациентов в год, и основной объем операций приходится на центр имени Мешалкина. Причем многие родители — при внутриутробной диагностике врожденного порока сердца —для того, чтобы родить, выбирают именно Новосибирск, чтобы младенцу сразу же была оказана кардиохирургическая помощь. Некоторые семьи принимают решение о переезде в столицу Сибири для постоянного наблюдения и лечения их ребенка с диагностированным сложным врожденным пороком сердца. Ежегодно 70–80 пациентам с ВПС, проживающим на территории Новосибирска и Новосибирской области, выполняется протезирование легочной артерии. Кондуит — это протез, который ставят таким детям. Более 60 процентов из них нуждаются в хирургической коррекции в течение первого года жизни.

Чем опасен кальций

— Некоторым нашим маленьким пациентам операция требуется уже в первые дни жизни, — рассказывает Наталия Ничай. — Естественно, ребенок активно растет, развивается, набирает вес и достаточно быстро перерастает протез. Плюс к тому же активные метаболические процессы, которые происходят во время роста и развития, и в первую очередь активный кальцие­вый обмен, приводят к тому, что в протезе-кондуите накапливается кальций. Это приводит к дегенерации и в конечном итоге дисфункции протеза. Причем это происходит намного раньше того момента, когда ребенок его перерастет. Поэтому мы поставили перед собой задачу разработать кондуит для протезирования легочной артерии, который бы либо не накапливал кальций вообще, либо накапливал его минимально.

027-11-03_M.jpg

Так выглядят медицинские изделия, которые разрабатывают и испытывают в центре имени Мешалкина — они ничем не хуже импортных и в будущем смогут спасти немало жизней. Фото: Андрей Заржецкий

На первом этапе специалисты центра занимались разработкой концепции протеза, материала, из которого он будет изготовлен. Далее последовали эксперименты на мелких лабораторных животных, которые подтвердили, что выбранный исследователями путь правильный. Сейчас ученые занимаются использованием разработанных ими кондуитов с антикальциевой защитой уже в той среде, где протез должен работать. Иными словами, их имплантируют в легочную артерию поросят.

— Чтобы протез не накапливал кальций, мы обрабатываем его специальным эпоксидным соединением и дополнительно — бисфосфоновыми кислотами, — поясняет Наталия Ничай. — Некоторые из этих веществ уже есть на рынке, но в этой сфере еще не применялись. Кроме того, мы активно сотрудничаем с Институтом органической химии СО РАН, специалисты которого специально для нас создали бисфосфоновые кислоты с уникальными свойствами антикальциевой защиты. Сейчас мы их оцениваем.

Как поясняет Наталия Ничай, исследователи уже заканчивают этап доклинических испытаний для регистрации изделия. После полного окончания доклинических экспериментальных работ и подтверждения их эффективности можно будет переходить к клиническим испытаниям.

Не хуже импортных аналогов

Сегодня в центре имени Мешалкина разрабатывают медицинские изделия разных видов. Как рассказала директор Института экспериментальной биологии и медицины НМИЦ имени Мешалкина доктор медицинских наук, профессор Ирина Журавлёва, благодаря государственной поддержке ученые института разрабатывают четыре изделия: митральный клапан, аортальный клапан, детский кондуит и гибридный протез грудной аорты. Эксперты отмечают, что сибирские разработки ничем не хуже импортных.

— Мы разрабатываем также системы доставки этих изделий, что в перспективе даст возможность проводить малотравматичные операции по их установке, — подчеркивает Ирина Журавлёва. — Протезирование может выполняться через один небольшой разрез. Для изготовления изделий мы используем разные материалы. По некоторым изделиям у нас уже заканчиваются клинические испытания, и мы подаем документы в Росздравнадзор. Индустриальный партнер для производства у нас уже есть. Проект финансируется на 70 процентов Минпромторгом РФ, остальные деньги — это средства нашего индустриального партнера и наши собственные внебюджетные средства.