Как лучше жить и природе не навредить

Как сказал Марченко, работа по некоторым направлениям природоохранной деятельности ведётся достаточно успешно. Так, например, ещё несколько лет назад на территории Новосибирской области числилось более 1000 водозаборных скважин, не имеющих юридических хозяев, но используемых для добычи подземных вод. Сейчас количество таких бесхозных объектов уже в два раза меньше и, по заверению Юрия Юрьевича, с каждым годом будет только уменьшаться. Трёхлетний план ликвидации 900 брошенных скважин тоже, скорее всего, будет выполнен. За первое полугодие было ликвидировано 113 скважин в Колыванском, Куйбышевском и Мошковском районах.
Ещё одним зримым результатом стал рост объёмов добычи общераспространенных полезных ископаемых в области. По сравнению с первым полугодием прошлого года он увеличился на 9 процентов и составил 3, 9 миллиона тонн. По данным департамента, наибольший прирост был достигнут в добыче строительных камней: за первое полугодие их добыли 2 722 000 тонны, что на 21 процент больше, чем за аналогичный период
прошлого года.
— Значимость этого факта не нужно преуменьшать, — подчеркнул Марченко, — потому что ещё совсем недавно был очень сложный период, когда сокращались объёмы строительной деятельности и, помимо кризисных явлений, это было напрямую связано и с добычей ископаемых в этой сфере.
Руководитель департамента не стал скрывать, что не очень хорошо пока идут дела в рыболовной отрасли. Несмотря на большой потенциал региона в развитии рыбного хозяйства, эта сфера деятельности не совсем восстановилась после, по выражению Марченко, длительного ничегонеделания. На данный момент полноценное зарыбление крупных водоёмов невозможно из-за нехватки рыбопосадочного материала. Но последние позитивные сдвиги в этом направлении (в этом году в водоёмы области уже выпущено около 70 миллионов штук рыбной молоди. — Прим. авт.) говорят о том, что период застоя определённо закончился. Навёрстывать упущенное придётся годами, но уж лучше догонять, чем просто ждать, что всё само собой образуется. Так не бывает.
Другая крайне важная проблема области, озвученная на пресс-конференции, — утилизация отходов производства и потребления. Если 535,5 тонны ядохимикатов были вывезены за пределы области и благополучно забыты, то несколько тысяч свалок вывезти нельзя и сжигать тоже весьма нежелательно.
— Новосибирские мусорные полигоны имеют срок остаточной ёмкости всего 2 — 4 года, — сказал Юрий Марченко. — Исключение — Гусинобродский, который можно эксплуатировать ещё около 30 лет. Поэтому в течение ближайших пяти лет мы просто обязаны построить хотя бы по одному полигону в каждом их муниципальных районов области, в которых проблема утилизации также встаёт всё острее, и четыре-пять предприятий глубокой переработки мусора, которые бы обслуживали областной центр.
Попытка сыграть на опережение похвальна. Потому что если и дальше запускать «мусорный» вопрос, то через несколько лет придется разгребать в прямом смысле слова весьма неприятные последствия. Подъём экономики, рост благосостояния граждан — это прекрасно. Но общество производства и потребления порождает огромное количество отходов своей деятельности. Поэтому сохранить природу при постоянно растущей экономике — задача действительно архиважная. Назвать жизнь хорошей, когда вокруг горы мусора, язык как-то не поворачивается.