…И кумир поделился своею заветной мечтой

О премьере документального фильма Эллы Давлетшиной «Станислав Поздняков», состоявшейся в кинотеатре «Победа», мы уже сообщали. Напомним, граждане, там побывавшие, получили возможность пообщаться лично с главным героем картины, нашим легендарным саблистом, четырехкратным олимпийским чемпионом, десятикратным чемпионом мира и тринадцатикратным — Европы. Мы же пообещали читателю представить фрагменты этой беседы. И сегодня обещание выполняем. Вопросы, надо сказать, звучали преимущественно из уст юных зрителей. Включая тех, кто сам ныне занимается фехтованием. Итак…
— Скажите, Станислав Алексеевич, когда вам приходилось выступать в соревнованиях с товарищами по команде, медаль вы всегда хотели завоевать для себя или уступить другу — за верные качества?
— Хороший вопрос. На самом деле, как говорил Черчилль, у Англии нет друзей — есть национальные интересы. Что касается ситуации, когда судья дает команду к началу боя, здесь на первый план выходит все-таки собственный интерес. В единоборстве бывает всего лишь один победитель. И, безусловно, мы на дорожке все соперники.
— Что было в вашей спортивной жизни самое трудное? Тяжелее оказывалось в учении или все-таки в бою?
— Тяжелее всего было переносить разлуку с близкими. Что касается тренировочно-соревновательного процесса, то, конечно, тренировки всегда отнимали больше сил. Так что прав был Суворов, когда произносил свою знаменитую фразу. Только через упорный труд, через усилия — физические и психологические — можно дойти до победы.
— В фильме, который мы только что посмотрели, есть кадры с чемпионата мира в Санкт-Петербурге. Вы что- то там говорите французу, когда заканчивается ваш с ним четвертьфинальный бой. А что, если не секрет?
— Там возникла ситуация, когда судьи правильно засчитали удар в мою пользу. Но француз не согласился с этим, и я его прекрасно понимаю — момент такого эмоционального порыва! Так что пришлось ему пару слов сказать «во утешение».
— Ласковых?
— У нас очень интеллигентный вид спорта, поэтому мы всегда разговариваем между собой… ласково! (Аплодисменты.)
— Были ли у вас моменты, когда хотелось бросить фехтование из-за того, что не получалось добиться желаемого результата, но вы все равно продолжали заниматься?
— Да, такие ситуации припоминаю. И, наверно, связаны они были прежде всего с чертами моего характера. Случалось это в ранний период моей спортивной биографии, в юности, когда мне было лет пятнадцать. Больше времени хотелось проводить с друзьями, с подружками. И меньше — уделять его фехтованию. Но мне повезло в жизни. У меня был опытный наставник, Борис Писецкий, — я ему поверил. И поверил своим родителям, которые оказались правы, убеждая меня не бросать спорт. Хотя самому мне тогда казалось, что я уже все знаю, все умею и стремиться, в общем-то, не к чему. Да, иногда бывает очень важно прислушаться к мнению своих родителей!
— Как вы считаете, в связи с недавним назначением Алишера Усманова на пост президента ФИЕ какие последуют изменения в мировом фехтовании?
— Надо отметить, впервые представитель России стал президентом Международной федерации фехтования (FIE — Federation Internationale d’Escrime. — Ред.). Могу сказать, что мировое фехтовальное сообщество вздохнуло полной грудью, действительно ожидая больших перемен. Прежде всего в команды, которые будут управлять международными процессами в нашем виде спорта, войдут более профессиональные люди. Это будут те мастера своего дела, которые не один десяток лет провели на мировых фехтовальных дорожках. И это гарантирует, что фехтование пойдет по «вершинному» пути развития. Новые команды будут стремиться сделать наш вид спорта более популярным, стремиться к наиболее демократическому управлению, коллегиальному принятию решений, которые были бы интересны и полезны для всех стран. В ближайшие годы, безусловно, нам предстоит очень большая работа. И я хотел бы поздравить всех фехтовальщиков со свершившимся уникальным событием! Спасибо за вопрос. (Бурные аплодисменты.)
— Мне кажется, что Новосибирск недостаточно еще осведомлен о том, какой это красивый спорт — фехтование, какие люди в этой сфере работают. Думаю, наша встреча может стать началом какой-то, быть может, дополнительной работы по информированию людей, — реплика от режиссера фильма Эллы Давлетшиной.
— Не могу с вами не согласиться. Ведь популярность того или иного вида спорта напрямую зависит от степени его освещенности в средствах массовой информации, степени узнаваемости людей, которые занимаются этим видом спорта. Поэтому программа, представленная нашим новым президентом федерации, предусматривает большие серьезные средства, которые будут направлены на дальнейшее развитие этого вида спорта. В частности, на проекты, связанные с телевизионной трансляцией, с «правильным» показом соревнований. Поскольку не секрет: даже наши ведущие российские спортивные каналы показывают фехтование безобразно. И дорого это стоит к тому же… Так что вопрос непростой. Но, думаю, если комплексно к нему подходить, если чаще показывать фехтование, чем, допустим, разные криминальные хроники, заполонившие эфир, то, конечно, выше будет интерес к нашему виду спорта. И в итоге мы огромную часть детско-юношеской аудитории приведем в наши спортивные залы.
— Станислав Алексеевич, а в каком возрасте вы получили первую медаль? — снова слово юного зрителя.
— Сложный вопрос. Вот сейчас сам вспоминаю… В то время, когда я начал делать первые успехи, медали особо не давали. Давали грамоты. Ну, первую свою грамоту я завоевал лет в двенадцать.
— На кого вы хотели быть похожим в детстве?
— В первую очередь на своего отца. А если подробнее, то кумиров в моем детстве было очень много. В основном это спортивные герои. Повторю слова из фильма, я пришел заниматься фехтованием через два года после Олимпийских игр в Москве. Страна жила героями спорта: это и Владимир Сальников, и Виктор Кровопусков, и другие спортсмены, которые тогда завоевали высокие награды. Они в то время были действительно настоящими героями страны. И у меня в сознании сложился некий такой собирательный образ этого героя. На которого я решил равняться.
— Как вы сейчас оцениваете ситуацию с фехтованием в Новосибирске?
— Интерес к фехтованию растет пропорционально нашим усилиям. Понятно, что когда ты еще в детском возрасте, в основном родители выбирают за тебя, чем ты будешь заниматься. Поэтому наша задача — не только учить юное поколение, но и делать фехтование более популярным и понятным в глазах родителей. Делаем все, чтобы Новосибирская область стала одной из самых жирных точек на карте России по развитию этого вида спорта. Возможно, то, что я сейчас скажу, кому-то покажется не очень умным, но… Мы действительно стремимся конкурировать с Москвой, с Санкт-Петербургом. И с каждым шагом — продвигаться к моей заветной мечте.
— ?!
— Чтобы сборная олимпийских чемпионов России по фехтованию на сабле целиком и полностью состояла из новосибирцев. (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты.)
АКТУАЛЬНО
