Земля замедленного действия

Тьфу-тьфу, пока описанный мной «ужастик» — из области фантазии. Но угроза взрыва вполне реальна. Уже четыре года в нашей области буквально на краю пропасти живут люди, чьи садовые домики попали в так называемые охранные зоны газопровода. Попросту говоря, в этих местах жить — опасно для жизни. Но недаром характер русского человека определяется пословицей: пока гром не грянет — мужик не перекрестится! И здесь люди живут, не желая менять свой привычный уклад, в надежде на то, что авось и пронесет!. Когда будущим камикадзе соответствующие органы пытаются объяснить, какой смертельной опасности они подвергают свою жизнь и жизнь своих родных, владельцы домиков возмущаются до предела. Они говорят, что пластались годы, чтобы закончить строительство, что вложили много средств, что опять обижают простого человека и т.п. Что происходит на самом деле? В ситуации попыталась разобраться наша газета.
Дача на бочке с порохом
Недавно в Мошковском районе на членов одного из местных садоводческих обществ подала в суд районная администрация, требуя освободить место от самовольных застроек. В общей сложности в течение последних полутора лет подобные судебные тяжбы ведутся в Искитимском, Мошковском и Коченевском районах области.
Закон настаивает «на сносе самовольных построек, возведенных на их территориях в охранной зоне и зоне минимальных расстояний от оси магистральных газопроводов». Но ответчики продолжают упорствовать. Более того, они еще готовы дать расписку на случай аварии, что «в случае чего претензий иметь не будем».
Кажется, разум им напрочь отказывает. Они забывают о тех, к сожалению, многочисленных несчастных случаях, о которых мы слышим почти каждый день. Крыша обрушилась, здание рухнуло, взорвался газовый баллон, дети провалились в канализационный люк… Список можно продолжать до бесконечности.
И обратите внимание, основная причина этих трагедий — человеческий фактор, обыкновенная халатность, недосмотр… Просто лица, обязанные следить за эксплуатацией того или иного объекта, закрывали глаза на недочеты. Или руки не доходили…
В данной ситуации все произошло наоборот.
Эксплуатирующая организация газопровода — Новосибирское линейное производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) ООО «Газпром трансгаз Томск». Еще четыре года назад руководство этого предприятия разработало программу по устранению нарушений охранных зон и зон минимальных расстояний от оси магистральных газопроводов до строений в тех районах области, где было обнаружено опасное соседство: в Новосибирском, Искитимском, Мошковском и Коченевском.
…Когда нарушителям объявили о неизбежном сносе домов, в ответ родилось удивление и непонимание: «Подумаешь, вон в городе тоже везде протянуты газовые трубки, и ничего, людей не выселяют». Но больше удивляло то, что такое же непонимание выражают и председатели садоводческих обществ, а подчас и главы районных администраций. Но есть, как говорил сатирик, одна большая разница в трубках.
«В газопроводах, которые мы эксплуатируем, рабочее давление составляет 55 килограммов на один квадратный сантиметр. Вы представляете, какими могут быть последствия взрыва? И совсем другое давление в тех «трубочках», которые находятся в городе. Из магистральных газопроводов газ поступает к потребителям через газораспределительные станции, в которых понижается давление до более низкого уровня, скажем, 6 килограммов на квадратный сантиметр», — поясняет Александр Швец, главный инженер — первый заместитель директора Новосибирского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Томск».
Осторожно: газопровод!
Простому человеку неведомы термины «охранная зона» и «минимальные расстояния» от оси газопроводов. Опять же, по действующим СНиПам, и в охранных зонах (участках земли, ограниченных условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны, независимо от размера газопровода в диаметре), и на минимальных расстояниях, специально оговоренных законом, можно, скажем, вырастить картофель, но категорически запрещено что-либо строить. Потому что, по сути, и те, и другие представляют зоны повышенной опасности. Причем стоит сказать, что зря владельцы садовых домиков обижаются и считают, что ООО «Газпром трансгаз Томск» решил захватить их личную территорию. Ведь газопровод давным-давно был проложен в том месте, где они выращивают сады.
Спрашивается тогда, почему компетентные органы не предоставили информацию о прохождении газопровода? А владельцы не обращались к ним за соответствующими разрешениями, а возводили свои строения, руководствуясь всё тем же русским «авось»... Пока в судах ни один владелец не может документально доказать свое право на свой дом. По закону такое строение признается самовольной постройкой, и его ждет незавидная участь — снос. Кстати, на этот счет действующий закон сурово и однозначно гласит: самовольные постройки должны сноситься за счет самих владельцев. Безусловно, при этом можно понять состояние людей, которые будущий снос их домика приравнивают к личной катастрофе.
Война не за жизнь, а за сад
Знаете, что оказалось самым трудным в этой сложной ситуации? Прежде всего менять сознание людей, начиная с тех, кто занимает высокие посты. Районные администрации долго сопротивлялись и не желали выполнять свои прямые обязанности. Пререкания и увещевания длились два года, пока газовики не обратились в администрацию Новосибирской области. На специальных комиссиях вице-губернаторы Василий Юрченко и Владимир Анисимов провели ликбез среди глав районов, разъясняя азбучные истины. Нет, ну, действительно, никому же не придет в голову ночевать на крыше бензоколонки? После соответствующих протокольных поручений лед тронулся — районная власть подчинилась здравому смыслу, подсказанному сверху.
Самый главный аргумент был следующий: случись что, спросят не с ООО «Газпром трансгаз Томск» и не с ОАО «Газпром», а с представителей местного самоуправления.
С некоторыми нарушителями удалось договориться, не доводя дело до суда. Но с большинством не просто не удавалось договориться, а элементарно встретиться. В садоводческих обществах негласно бойкотировали работу комиссии, проводившей обследование газопровода: отказывались называть фамилии владельцев, не отвечали на звонки. Тогда ничего не оставалось делать, как призвать на помощь правоохранительные органы.
Всего в районах области зафиксировано 103 нарушения, больше всего — в Коченевском и Мошковском районах. Из них 40 дел рассматриваются судами, а остальные находятся на стадии обследования и составления актов. Но многие участки в опасных зонах так и остаются «неопознанными». Возможно, их владельцы и не подозревают о страшных рисках для себя.
Проверьте себя, уважаемые садоводы, может быть, и вы значитесь в этих списках? Речь идет о членах садоводческих некоммерческих товариществ: в Мошковском районе — «Приволье», в Коченевском районе — «Недра». На сегодняшний день 25 судебных исков выиграны в пользу истцов и уже по 18 из них завершены исполнительные производства, то есть дома снесли.
Теперь не менее важный вопрос — как сносились дома нарушителей?
Вот сейчас часто (и небезосновательно) упрекают финансовые «аппетиты» монополистов. К счастью, в данном случае крупная компания нашла наилучший, безболезненный, оптимальный выход из весьма непростой для всех сторон ситуации. Существовало два пути решения проблемы. Стандартное: раз имеется судебное решение о сносе, приставы пригнали бульдозер — и дело с концом. В ООО «Газпром трансгаз Томск» выработали другую стратегию, направленную на благо человека, пусть даже этот человек и неправ.
Да, некоторые домики действительно сносили, как, например, в Искитимском районе, где одинокие пожилые супруги уже физически не могли поддерживать свою развалюху и попросили снести развалины за счет компании. В другом месте владелец попросил снять крышу. Третьему нужен был строительный материал. И здесь ООО «Газпром трансгаз Томск» выделил транспорт для перевозки кирпичей в другое место, благо администрация районов подбирает другие земельные участки владельцам. В общем, никто с ломом не ездит, везде на местах компания старается вникнуть в ситуацию и помочь нарушителям поневоле.
Почему поневоле? Самое интересное, что в уставах садоводческих обществ прописана следующая строчка: «Строительство осуществляется в соответствии с ведомственными нормами застройки территорий, коллективных садов, зданий и сооружений».
Почему председатели садоводческих обществ не довели ее до сведения садоводов? Не очень понятно. А садоводы, по сути, проигнорировали — то ли по незнанию, то ли по желанию. Но факт налицо: земельные участки, на которых обнаружены строения, предоставлялись владельцам только для выращивания той же картошки. А разрешения о возведении построек на земельных участках органами местного самоуправления не выдавались.
…В любой другой стране после того, как человеку объявят, что его жизнь в опасности, не придет в голову сопротивляться. Нельзя сад или баньку ставить дороже собственной жизни или жизни окружающих людей и воевать, по сути, за место на пороховой бочке.
Очень хочется верить, что и наши сограждане научатся предотвращать беду. Ведь у русского народа есть и другая крылатая фраза: «береженого бог бережет». Жизнь-то у нас одна…
АКТУАЛЬНО


