Купцы, ямщики, конокрад и поручик лейб-гвардии

И еще казалось, что писательство отошло на «второй план»… Но Михаил Щукин легко опровергает такое мнение. В прошлом и нынешнем году один за другим в Москве выходят два его больших романа — «Ямщина» (издательство «Вече») и «Конокрад и гимназистка. Новониколаевский романс» (издательство АСТ).
Сюжеты романов столько же захватывают, сколько и удивляют обилием исторических реалий и прекрасным литературным языком, резко отличающимся от нынешнего «новояза». Роман «Ямщина» один из литературных критиков назвал «энциклопедией старой сибирской жизни». И это верно. Только хочется добавить: энциклопедии, написанной увлекательно и талантливо. Посудите сами: купец Дюжев, главный герой романа, поручик лейб-гвардии Щербатов, семья ямщиков Зулиных, террористическая организация «Освобождение», каторжанин Зубый и еще многое другое — все сплетено в один узел, однако во всем этом «хитросплетении» проявлено чувство меры. А какие разворачиваются судьбы и картины прошлой жизни! Порою от романа невозможно оторваться…
Действие романа «Конокрад и гимназистка» происходит в Ново-Николаевске 1913 года. Роман этот — первое художественное произведение о дореволюционном времени в нашем родном городе. И снова — увлекательный сюжет, живые, зримые образы героев, литературный язык, доставляющий эстетическое удовольствие. В издательской аннотации говорится, что «этот историко-авантюрный роман захватывает самого искушенного читателя. Именно поэтому «Конокрад и гимназистка» — настоящий подарок для ценителей русской словесности…»
Пересказывать сюжет — дело неблагодарное, поэтому обращаемся напрямую к автору.
— Михаил Николаевич, а почему история, произошедшая почти 100 лет назад, должна волновать современного читателя?
— Потому что есть вечные понятия: жизнь и смерть, любовь и ненависть, они неизменны во все времена. Душа человеческая едина при всех способах государственного устройства. Я всегда считал, что две тайны невозможно открыть человеку. Тайну его рождения — он не помнит, как появился на свет, и тайну его смерти — он не знает, как умрет. Вторая, правда, иногда может приоткрыться, но это дается только избранным. Вот поэтому я стараюсь писать о душе, о жизни и судьбе. А в какое время и в каком месте «селятся» мои герои, зависит от внутреннего ощущения и собственного интереса. Именно так было с романом «Ямщина». Я написал часть его и оставил на несколько лет. И годы, в течение которых не прикасался к рукописи, оказались очень нужными, чтобы многое перечувствовать заново и осмыслить. Первые его главы, кстати сказать, были опубликованы в свое время в «Советской Сибири».
— Какие причины подтолкнули вас к созданию именно исторических повествований?
— Несколько лет назад у меня вышла книга «Встречь солнцу. Рассказы об истории Сибири», материал для которой я собирал семь лет. Она оказалась востребованной и издавалась у нас в Новосибирске, правда, небольшими тиражами, шесть раз. Когда начинаешь знакомиться с огромным материалом по истории Сибири, просто невозможно не восхититься нашими предками. И в этой книге, и в романах я хотел опровергнуть устоявшееся мнение, что Сибирь — край каторги, гремящих цепей и стона угнетенных. Да, такое было, но это лишь часть сибирской истории. Сибирь осваивали люди, сильные духом и телом. Ленивый, хилый, неработящий, неумелый никогда бы не тронулся из Центральной России, не прошел и не проехал бы огромные расстояния. А ведь надо было не только одолеть эти расстояния, но и обустроить на новом месте дом — во всем многообразном значении этого слова. И они его строили! Красивые, мужественные, трудолюбивые люди, умеющие делать все, в том числе, если угодно, и широко гулять.
И жизнь вот этих людей, нормальная жизнь нормальных людей, не искалеченная никаким классовым подходом, меня очень привлекает. Мне интересно было жить в той эпохе, в той атмосфере, с теми людьми, моими героями.
— А откуда они берутся, ваши герои? Где рождаются такие красивые люди?
— Рождаются, это я знаю точно, у нас в Сибири. А как они «оживают» на страницах моей прозы — этот вопрос посложнее. Наверное, здесь многое сплетается воедино: исторические сведения, семейные предания, да и собственный житейский опыт. Надо сказать, что история Сибири — это обширная галерея уникальных личностей. Для примера: одна из сибирских летописей написана ямщиком Черепановым. Ямщиком! Вот и думайте…
Еще по своему деревенскому детству хорошо помню, что стариков в селе нельзя было перепутать, одинаковой у них была только седина, а в лице каждого светился своеобразный характер, была своя особинка, и видно было, что перед тобой — личность.
Сегодня, к сожалению, человеческая личность стирается. И меня тревожит, что в литературе все меньше становится характеров, их заменяют в основном герои-функции. Про мыльные телесериалы даже и говорить не хочется... Поэтому главную для себя задачу вижу в том, чтобы герои были живыми, из плоти и крови, а не куском раскрашенной фанеры.
— Получается, вы противостоите главному принципу реализма «типический человек в типических обстоятельствах», а романы ваши между тем очень реалистичны. Какой же это метод? Бытописательство?
— Как у нас метко говорят в народе, хоть горшком назови... Я по этому поводу сильно голову не ломаю, для меня важнее, чтобы сочиненная мною история вплавилась в определенный кусок реальности, в жизнь, потому что мало сочинить интригу, создать сюжет, куда сложнее явить для читателя живых героев в живом ощущении жизни. Вот это меня всегда заботит в первую очередь.
— Какой момент является для вас самым радостным в процессе работы? Наверное, издание книги?
— Конечно, только что изданную книгу приятно и радостно взять в руки. Чего уж лукавить... Но для меня всегда самое главное удовлетворение — когда поставлена финальная точка. Это сравнимо с радостью строителя, когда он прибивает последнюю доску на крыше — дом готов. О чем тут еще нужно рассуждать...
Книги Михаила Щукина уже появились на полках книжных магазинов, и каждый из нас может прикоснуться к их тисненым переплетам и познакомиться с трогательными и захватывающими историями.
Михаил Николаевич Щукин родился 3 октября 1953 года в селе Мереть Сузунского района Новосибирской области. Закончил факультет журналистики Уральского государственного университета, Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Служил в Вооруженных силах на Северном Урале. Работал в районной и областной газете, собственным корреспондентом журнала «Огонек» по Западной и Восточной Сибири, собственным корреспондентом по Сибири газеты «Литературная Россия».
Член Союза писателей России. Секретарь правления Союза писателей России. Автор двадцати прозаических книг, выходивших в разные годы в Новосибирске, Москве и за рубежом.
В начале девяностых годов М. Щукин стал одним из создателей журнала патриотического и православного направления для семейного чтения «Сибирская горница» и его главным редактором.
Писатель много лет ведет просветительскую работу в школах Новосибирской области, часто встречается с одаренными детьми в сельских районах, привлекая для этой деятельности коллег по литературному цеху. Организованный им творческий конкурс «Отчий мир», издание сборников, а затем и журнала с таким же названием стали целым направлением по воспитанию школьников в духе любви к своему родному краю, своему народу, своей Родине.
С 2005 года по инициативе М. Щукина в области реализуется издательский проект «Будаговская библиотека», названный по имени одного из отцов-основателей города Ново-Николаевска — Новосибирска, просветителя Г.М. Будагова. Проект осуществляется силами издательского дома «Сибирская горница» (директор М.Н. Щукин) и Новосибирской службы спасения СПАС-001 (президент С.Н. Захаров). В серии «Будаговская библиотека» выходят книги, посвященные истории города, области, Сибири и России. Все издания на благотворительных началах передаются в школьные библиотеки и активно используются на уроках литературы, родной истории и краеведения.
АКТУАЛЬНО


