Вспоминая стройотряды

Приоритет, конечно, в стройотрядах был у коллективизма, но ничуть не подавляющий и личную инициативу. При достижении общих целей поддерживалась и самореализация. Из стройотрядов выходили лидеры не только комсомола, к примеру, но и творческих коллективов, промышленных предприятий, банков, вузов и армейских подразделений.
Второе истолкование пиетета в нашей памяти перед стройотрядами заключается, на мой взгляд, в том, что они формировались по добровольному принципу, а не по строгому и обязательному приказу. Это были словно вольные стрелки комсомола. Отряды формировались не по одним трудовым склонностям и по стремлению подзаработать, но и по велению души и сердца, по молодежному романтизму, по самостоятельности мышления, по желанию себя проявить и проверить в реальном деле. В стройотрядах при всей дисциплине, которая в них, как правило, соблюдалась и насаждалась, свободы было ничуть не меньше, чем обязательности. По вечерам то под гитару, а то и под водочку в них кипели бурные страсти, сталкивались самые разные мнения и нередко завязывались отношения, которые потом определяли всю жизнь. Этой трудовой, веселой и, как сказали бы теперь, демократической атмосферой молодежь особенно дорожила.
Тем более что стройотряды начинали свою биографию, когда в стране еще господствовал коллективизм, который с личностью редко считался и чаще ее не приветствовал, а топтал. Посмотрите кинохронику прежних лет. В сущности, она страшная, когда видишь, как целые трудовые коллективы дружно и единогласно признают «врагами народа», отщепенцами и предателями то своих вождей, то своих товарищей по работе. Это единодушие и единомыслие были, по существу, приговором коллективизму. Он ослабил и словно ослепил наше общество на многие годы. А прозрение наступило, когда фашисты в Великую Отечественную войну стремительно дошли до Москвы и Ленинграда, а в плену у фашистов оказались миллионы наших солдат. Да и потом, после войны, наш дружный коллективизм давал о себе знать. В то время мы единодушно осуждали генетику, которая всему миру, но не нам, помогла совершить «зеленую» революцию, клеймили космополитов, великих поэтов и ученых и коллективно восторгались кукурузой… до полного идиотизма. И все при почти тотальной поддержке трудовых коллективов. Исключения были редкостью.
Так что исторический опыт в России призывает с осторожностью как поддерживать, так и осуждать коллективизм. Впрочем, точно так же, как и индивидуализм, который по привычным для нас представлениям только плодит эгоистов и стяжателей. Но вспомним хотя бы про таких писателей и поэтов, как Платонов, Булгаков и Мандельштам. Ну не вписывались они ни в общий поток литературы, которая «окружала» их, когда они жили, ни в требования власти, ни в мнения трудовых коллективов, ни народа. Их вполне можно было отнести в то время к явным индивидуалистам. Что ж, и отнесли. Одного расстреляли, другого не отпустили за границу, а третьего перестали печатать. А вот теперь эти «индивидуалисты-эгоисты» — классики. Трудовые массы же будто затерялись в истории.
Между тем стройотряды не затерялись. Память о них согревает сердца очень многих людей. Это светлая страница в их жизни. Потому что молодежь добровольно шла в них, по любви, по патриотическому отзыву, с уверенностью, что она правильно строит свою жизнь. И совсем не случайно стройотряды сейчас возрождаются. Это явная примета выздоровления нашего общества.
АКТУАЛЬНО


