Дорога детская, но самая настоящая

На какие-то секунды теряешь чувство реальности: логика говорит тебе, что картинка на огромном жидкокристаллическом экране повинуется командам с тренажера, где Сережка Симонов под бдительным оком Валерия Ивановича Шачнева, начальника детской железной дороги, совершает какие-то манипуляции, но глаза отказываются верить в реальность происходящего. Кажется, все это фильм, записанный на DVD. «Набираешь первую позицию, вторую... Затем сбросишь…» — подсказывает Валерий Иванович юному железнодорожнику.
Скорость нарастает, звук едущего поезда приобретает характерный, хорошо знакомый ритм. По сосредоточенному лицу Сереги я понимаю, что здесь все всерьез: он, действительно, в настоящую минуту управляет поездом. Состав только что на наших глазах отправился с первой станции детской железной дороги Заельцовский парк и направляется к станции Спортивная.
— Видите, как дорога змейкой извивается? Это было сделано сознательно, когда строилась детская железная дорога, чтобы ни одну из этих замечательных сосен зря не вырубить, — комментирует Валерий Иванович то, что мы видим на экране. Тем временем наш поезд приближается к охраняемому переезду и дает предупредительный сигнал. И вот уже перед нами красивейшая выемка, за которой слева по ходу — отличный вид на живописный берег Оби. Наш машинист, не обращая внимания на горожан, играющих на теннисных кортах и загорающих у бассейна, уверенно ведет состав. Впереди — 72-метровый мост. Но что это?! Метрах в пятидесяти от приближающегося поезда несознательные граждане пересекают путь. Я чувствую, как по спине пробегает холодок, и тревожно поглядываю на Серегу: что он станет делать?!
«Железнодорожники технику безопасности не нарушают, но на нашей базе «Локомотив» отдыхают и обычные горожане, которые не всегда уважают правила, поэтому юный машинист должен быть готов к таким ситуациям», — спокойно и уверенно говорит Валерий Иванович, и я понимаю, что все под контролем. А поезд уже, отвернув от берега, мчит по зеленым просторам парка. За окном, ой, то есть на экране — красивейший лес. Но вот уже начинается трехсотметровая железная эстакада, а, значит, наш поезд прибывает на станцию Спортивная. Нас кто-то приветливо встречает, наверное, дежурный по станции. Сережка улыбается — еще бы, первая самостоятельная поездка.
Между тем и Валерий Иванович, и я, и сам Сережа Симонов, участник образовательного проекта благотворительного фонда «Дети России — будущее мира», воспитанник одиннадцатого детского дома, на протяжении всего времени поездки находились именно на станции Спортивная, где располагаются учебные корпуса детской железной дороги. Пройдет совсем немного времени, и «умная машина» (стоимость такого тренажера исчисляется сотнями тысяч рублей) даст полный анализ всех действий машиниста: правильно ли действовал, вовремя ли подавал сигналы и притормаживал, учитывал ли профиль пути, и так далее.
Потому что нравится
Зная, какое внимание на Западно-Сибирской железной дороге уделяют подготовке достойной смены сегодняшним железнодорожникам, перестаешь удивляться количеству и качеству самого современного компьютерного оборудования, великолепным помещениям для занятий, детальной продуманности всей системы начальной профессиональной подготовки юных железнодорожников. Когда-то в нашем государстве был очень популярен тезис: «Лучшее — детям». Постепенно государство о нем забыло. А на железной дороге не забыли.
Что очень бросается в глаза, так это идеальный порядок в классах: ни царапинки, ни надписи на партах. На мой удивленный вопрос: «Здесь что, все только что купленное?» Валерий Иванович Шачнев с улыбкой отвечает: «Нет. Просто у нас не рисуют на партах. Здесь занимаются ребята, которым очень интересно то, что им преподают. Они идут сюда с радостью. А разве станешь портить то, что дарит тебе радость познания, радость творчества?» Что примечательно, позже, когда я беседовала с девчонками и мальчишками, они почти слово в слово повторили то же самое.
Кирилл Ананьев — восьмиклассник одиннадцатой школы. На детскую железную дорогу пришел два года назад по совету приятеля. «Мне очень нравятся информатика, компьютерные технологии. На тренажерах здорово заниматься, потому что это не игрушка, а возможность работать в реальных условиях. Я после школы буду поступать в СГУПС, так что мне это очень пригодится», — говорит он. По мнению Кирилла, учиться у мужчин-преподавателей намного интереснее, чем у женщин. С ними общий язык найти проще. «К тому же все педагоги здесь — профессионалы высокого класса. У них опыт практической работы огромный, так что они на любой вопрос ответить могут», — добавил он.
Яну Иванову, ученицу 176-го лицея, с которой мы беседовали на перроне станции Спортивная, привлекает то, что на детской железной дороге находишь много интересных друзей. «Встречаешься с людьми, рассказываешь им в поездке обо всем, что они видят вокруг, об объектах и сооружениях. Например, вы знаете, что наша эстакада в высоту достигает шести метров?!» — спросила моя новая знакомая. Но в этот момент дали сигнал к отправлению поезда, и юная проводница вошла в вагон. Только словечком мы успели перемолвиться о своем, о женском, мол, еще форма здесь очень красивая — стильная и нарядная.
И форма отличная, и бесплатное питание, и автобусы, которые собирают ребят в разных точках города и провозят сюда на занятия, и многое-многое другое — «плюсов», которые называли мне ребята, пальцев не хватит сосчитать. Но самое главное на детской железной дороге, по их мнению, — это хорошие основы будущей профессии, очень востребованной сегодня и перспективной.
Сделать правильный выбор
Сам Валерий Иванович, тогда еще просто Валера Шачнев, познакомился с профессией железнодорожника в столь же юном возрасте. «У нас была организована первая политехническая школа. Начиная с восьмого класса, мы раз в неделю бывали на предприятиях железнодорожного транспорта, в депо. Практические занятия вели настоящие профессионалы, мастера — золотые руки. Они были для нас во многом примером. Примером любви к профессии, отношения к людям и к доверенному тебе делу, примером коллективизма. Тогда-то мы и привязались душой к железной дороге», — с чувством говорит он.
Неудивительно, что после армии, отслужив на Тихоокеанском флоте, Валерий Шачнев пришел работать на железнодорожный транспорт. Позже окончил ОМИИТ, затем получил еще одну специальность и всю свою жизнь трудился на железной дороге на ответственных должностях.
— Не бывает трудных ребят, — говорит он. — Сложности во взаимопонимании возникают там, где мало внимания к личности ребенка. Мы стараемся чутко и внимательно подходить к каждому воспитаннику, улавливать его стремления, помогать развиться его способностям. Даже просто интересоваться: с каким настроением он пришел сегодня? Не тревожит ли что его? Вот основа нашего воспитания.
Здесь действительно свой, особый мир. Его составляющие — и форма, и ежедневное построение, и церемония поднятия флага, и все то, о чем мы говорили выше. Принимая девчонок и ребят каждую осень на детскую железную дорогу, педагоги проводят собеседование. Никому не отказывают. Но стараются каждому помочь определиться с выбором. Иногда человеку кажется, что его влечет техника, а на самом деле ему на роду написано быть поэтом или юристом. Не пожелаешь никому всю жизнь заниматься нелюбимым делом. Поэтому профориентационная работа здесь поставлена очень высоко.
Новичков сначала проводят по всем учебным классам, показывают базу, рассказывают об особенностях обучения. Мальчишка или девчонка может все увидеть своими глазами, чтобы затем подумать всерьез и решить, его это дело или нет. Ни заманивать, ни удерживать никто не станет — дороге нужны не просто квалифицированные кадры, а люди, любящие свое дело. Недаром не так давно в ОАО «РЖД» была учреждена новая награда — «За преданность компании». Сознательный выбор, преданность делу, ответственность — вот что имеет первостепенное значение.
Неудивительно, что филиалы детской железной дороги появляются на крупных железнодорожных станциях и узлах, таких как Барабинск, Карасук, Омск, Тайга, Новокузнецк. В течение учебного года ребята там занимаются по таким же программам, а летом приезжают на практику сюда, на нашу детскую железную дорогу. Желающих обучаться — предостаточно. Причем, что показательно, из 582 юных железнодорожников, обучавшихся здесь в прошлом учебном году, около семидесяти процентов — горожане, а не представители железнодорожных династий.
По мнению педагогов, секрет прост. Первое — железнодорожные вузы входят в число лидеров по качеству образования. Второе — профессия очень перспективная. И третье — ни одна другая компания в России не дает такого уровня социальных гарантий своим труженикам, как ОАО «РЖД». А почему мы заговорили о вузах? Да потому, что, отучившись на детской железной дороге с седьмого по одиннадцатый класс, успешные ученики, кроме приобретенной рабочей специальности, получают целевые направления в Омский университет путей сообщения. Через пару лет, когда на детской железной дороге будет сформирован полный курс обучения по таким специальностям, как «организация движения поездов» и «путь и путевое хозяйство», перед ними распахнет свои двери и СГУПС. Что такое целевое направления для ребенка из семьи с невысоким достатком или для такого паренька, как Сережа Симонов, воспитанник детского дома, пояснять не надо.
По лицензии детская железная дорога дает такие рабочие специальности, как помощник машиниста, осмотрщик вагонов, монтер пути, оператор поста сигнализации и другие. Выпускник одиннадцатого класса, получив одновременно с аттестатом профессиональные «корочки», может сразу идти работать. Или совмещать работу с дальнейшим профессиональным обучением. Главное, что всем им, окончившим техникумы и вузы, гарантированы хорошие рабочие места. Целевики сразу прикрепляются к тем предприятиям железной дороги, на которых им в дальнейшем предстоит трудиться. «Наши воспитанники могут сделать успешную карьеру, стать руководителями среднего и высшего звена, и все же для нас самое главное, чтобы каждый из них стал хорошим человеком, осознанно выбрал профессию по душе и своим трудом приносил пользу стране и радость окружающим его людям», — говорят преподаватели.
АКТУАЛЬНО


