Талант отмерен лишь тому, кто сам стремится к совершенству

Собрать все картины Олега Кизилова просто невозможно, они в частных коллекциях земляков-краснозерцев, новосибирцев, за границей у коллекционеров Швейцарии, Германии, другие украшают интерьеры санатория «Краснозерский» и офисные помещения, живут в стенах родной школы. Увидеть многообразие работ можно лишь на фотографиях в альбоме художника.
Впервые об Олеге Кизилове услышала лет 15 назад в связи со строительством нового микрорайона в рабочем поселке Краснозерское. Дипломный проект начинающего архитектора так и назывался — «Поселок «Современник»: по нему начали вести застройку индивидуальными домами бывшего летного поля старого аэропорта. Другая работа Олега как архитектора — здание лечебно-диагностического корпуса санатория «Краснозерский». Самое интересное, что у истоков возведения широко известной ныне здравницы стоял и другой член семьи Кизиловых, дед Олега — Иван Николаевич. Подходим к стенду, где под стеклом рабочие чертежи некоторых построек санатория, проект памятника героям войны, что сейчас в центральном сквере поселка, копия картины известного художника, исполненные рукой Ивана Кизилова (они нашлись в архиве музея), а Олег рассказывает:
— Тянуло с детства ко всему красивому, благодаря, скорей всего, деду. Он всегда неплохо рисовал, был аккуратен, точен, прекрасный копиист, а вот специального образования у него не было. Он заведовал отделом агитации и пропаганды в райкоме партии, в его круг обязанностей входило многое, начиная от оформления стендов, плакатов, красных уголков и т.д. Дед — автор многих чертежей, архитектурных зарисовок, художественных деталей, например, в оформлении нашего санатория…
К слову, процесс украшения санатория этой семьей продолжается: совсем недавно там оформлена аллея новыми скульптурными работами Олега. Идея принадлежала главному врачу Владимиру Курнявкину, а скульптор воплотил ее в жизнь. Эти фигуры — классика парко-ландшафтного дизайна, и потому сразу же возникает ощущение уже виденного в знаменитых парках Петербурга, хотя все работы современны, вовсе не в античном стиле. Почему возникает такая ассоциация, объясняет сам автор:
— В санаторий люди приезжают отдыхать, лечиться. Все окружающее не должно нарушать гармонии покоя и отдыха, никакие новомодные вещи, вызывающие другие ассоциации, здесь не нужны. Отсюда — чувство якобы узнаваемости скульптур. Это как раз нормально. Хотя мечтаю выполнить в каком-нибудь уголке санатория две-три работы, уже доверившись собственному видению. Как ни громко это звучит, но я патриот района: хочется радовать земляков чем-то новым, красивым. Правда, выполнил нестандартно афишную тумбу в центре поселка с фигурами трех великих комиков, а ее окрестили памятником. Дошло до курьеза: звонил из Москвы почитатель таланта артистов и собиратель памятников этим мастерам кино, предлагал продать мою композицию в частный музей.
Восемь лет назад молодой архитектор переехал в Новосибирск, где вместе с другом открыл небольшую художественную студию. Заниматься приходилось всем, спектр деятельности был, что называется, от рисунка карандашом до железобетонной скульптуры. Основное поле деятельности сейчас — это росписи стен, оформление клубов, баров, частного жилища, комнат для детей. Олег считает, что как раз специальность художника-архитектора способствует занятиям дизайнерской работой. Пример одной из них — оформление в течение уже ряда лет павильона района на Днях урожая на «Сибирской ярмарке». Но это ремесло. А вот писать картины, что всегда остается любимым занятием, — искусство. Дома у художника нет его работ, как поясняет он сам, чтобы постоянно не исправлять или не добавлять чего-либо в полотне, ведь ни одну из своих картин он не считает совершенной.
Продолжая экскурсию по этой, в общем-то редкой для всех краснозерцев, выставке (первая и единственная была ровно десять лет назад), слушаю комментарии автора:
— Выставка приурочена к юбилею, поэтому здесь представлены в основном пейзажи с видами родных мест. А так у меня весьма разнообразные работы. Всегда интересовался скульптурой, но остальные интересовались ею в меньшей степени. Сейчас она все больше и больше востребована. Скульптура самая разнообразная — по дереву пытаюсь научиться работать. Резьба по гипсу тоже мне нравится. Моих скульптурных работ в Новосибирске совсем немного, они больше садово-паркового дизайна. Картины писал и пишу всегда. Никогда не выходил с ними в метро и не сдавал в художественные салоны. Ходить по салонам и предлагать, а мне будут говорить, что у них все заставлено, и они будут думать, взять работу или нет, — не хочу. Есть частные галереи для более узкого круга ценителей искусства: возможно, когда-нибудь пригласят выставиться и меня.
Мои родственники живут в Швейцарии, им дарил свои работы. Их знакомые в свою очередь тоже захотели видеть у себя сибирские пейзажи. И не только пейзажи. В частности, выполнял копии картин Сальвадора Дали. Весь мир его знает, а чтобы за копии взялись, так в Швейцарии такого художника не нашлось, обратились ко мне. В Германии друзья, одноклассники живут, дарил им картины, и оттуда пошли заказы, причем не только от «русских немцев», но и от коренных жителей. Много частных заказов с обозначенной темой. Пейзаж — самая востребованная. Интересно со слов человека угадать, что ему придется по душе...
Заказывают портреты. Много написал, но не люблю официальные. Если заказывают, то пишу, но тянет к сюрреалистическому жанру, где лицо человека детально проработано, но оно представлено на каком-то необычном фоне, связанным, возможно, с его семьей, какой-то поездкой, событием, впечатлением. Стараюсь переубедить человека, пусть будет какой-то фантастический, не совсем обычный портрет. Я не говорю, что классический портрет — это плохо, просто не так интересно рисовать.
Не стремлюсь быть модным художником, и таким меня трудно назвать. Я хочу понять человека, не навязывать свой стиль, мировоззрение, а представить точно его желания и их исполнить, хотя это может не всегда интересно, порой спорно. Чаще всего люди остаются довольными, хотя в душе и я не всегда удовлетворен собственной работой, но мне хватает того, что доставил человеку радость.
...Десять лет назад на первой выставке Олега Кизилова я приобрела небольшую акварель. Просто пейзаж, но такой необычайно легкий, солнечный, радующий не только глаз, но и душу. Вот и теперь, на этой выставке картин, поймала себя на мысли, что мне хочется вновь и вновь смотреть на его работы: никаких мрачных тонов, теплые, яркие многоцветные краски, много света. Все картины, как и сам художник, красивы. Недаром не пылятся они в запасниках, а все украшают дома его друзей, знакомых, почитателей таланта. А талант Олега, на мой взгляд, постоянно шлифуется, расцветая все новыми и новыми гранями.
Он молод и полон творческих планов и сил, значит, будут новые работы и расширится круг благодарных ценителей, особенно среди земляков, для которых и предназначена открывшаяся выставка.
АКТУАЛЬНО


