Если водят дружбу муза и служба

О доме и любви. О горестях, неизбежно сопутствующих любой войне, и счастье, приносимом победой. Пели под гитару и популярные ныне фонограммы-минусовки. Сольно и дуэтами. На уровне почти профессионалов и, что уж греха таить, куда послабее. Но в отсутствии искренности, широкой души и стремления поразмыслить о разумном-добром-вечном (и не только) кого-либо уличить было сложно. Подобный конкурс, как подчеркивают организаторы, превосходит по многим показателям более привычный всем смотр художественной самодеятельности. Авторам-исполнителям он дает шанс проявить себя «во всю ширь», снискать реальные пути к дальнейшему самосовершенствованию, получить объективную оценку, а при необходимости и полезный совет специалистов, повысить мастерство. Не говоря о новых впечатлениях и знакомствах, без которых подобные мероприятия не проходят.
Солдатская песня, как понимаем, давно выделилась в особый культурный пласт. Есть, разумеется, просто хорошие произведения на тему войны, созданные силами профессиональных композиторов и поэтов. Но есть непосредственно то, что рождается в анналах боевого сообщества, исходит словно бы из себя самое на фоне суровых армейских будней. Люди в погонах писали песни о своей судьбе во все времена, сколь тяжкими бы последние ни выдавались. Вспомнить тот же некогда популярный афганский цикл, который в восьмидесятые перепевали просто так и все подряд, сколько-нибудь владеющие гитарой дворовые гении, ничего, по сути, о той войне не знавшие. Но — перепевали. Только потому, что сами песни западали в душу. И того стоили. Затем чеченские кампании начали было вырисовывать свой песенный цикл. Но тут — уже другая война. При совершенно другом настрое общества...
— Сидели ребята в окопах, сочиняли и пели сами для себя, — говорит полковник Сергей Дегтярь, заместитель командующего СибРК ВВ МВД России, председатель жюри нынешнего конкурса. — Довольно много тогда песен появилось, очень даже неплохих. Не обязательно о Чечне — просто о войне как таковой, о защите Отечества. Что еще? Традиционно о маме пели, о девчонках... Что-то записывали на магнитофон, до сих пор в частных коллекциях кассеты хранятся. Но именно тогда, лет двенадцать назад, и возникла идея организовать вот такой конкурс, словно бы сама по себе зависла в воздухе. А чуть позже положение о конкурсе было утверждено главнокомандующим внутренними войсками МВД России.
С той поры отборочные туры проходят в воинских частях и соединениях. Победители означенных туров съезжаются на конкурс в масштабе своего командования (прежде округа). А уже те, кто окажется здесь превыше всех, едут на всероссийский финал в Москву. Как замечает полковник Дегтярь, такие конкурсы дают армейской песне полноценную (насколько может она считаться таковой по современным меркам) жизнь, стимул к ее развитию на новом историческом этапе. Дело в том, что...
— Сейчас вообще меньше стали на музыкальных инструментах играть, — не без видимой грусти констатирует председатель жюри. — Вот раньше среди военнослужащих было полно и гитаристов, и гармонистов-баянистов... Люди как- то были более подкованы и более раскованы в этом плане. Приходили в армию и — кто в ансамбле играл, кто сам по себе что-то музицировал, но творчеством занимались довольно активно.
Теперь, по мнению полковника, живой звук уже далеко не в той цене: новое поколение погружается в основном в компьютеры, в плейеры, предпочитая слушать, а не пытаясь сотворить что-то самостоятельно. Конкурс же авторской песни во внутренних войсках подобную ситуацию по-своему «оживляет». Идет буквально цепная реакция: кто-то, скажем, отличится — глядь, а на следующий год еще несколько его однополчан о себе заявить пожелают. На том же поприще. Даже если они доселе никогда с музой не дружили. А ведь такая божья искра порой мелькнет — только держись! Совершенно внезапно. И где она была раньше?..
— Вот и меня мой приятель подтолкнул, который стал в таких конкурсах участвовать и занимать призовые места, — признается старший прапорщик Николай Черепанов, обладатель Гран-при по итогам нынешнего события. — Я начал музыку писать как раз благодаря вот этим конкурсам. Не считаю себя великим композитором, конечно, но появился повод попробовать себя в новом амплуа.
Живет и служит наш гран-призер в городе Ангарске. В конкурсе участвует в седьмой или восьмой раз («Уже сам не помню!»). И — обыкновенно успешно: играет на руку музыкальное образование. Старший прапорщик Черепанов владеет игрой на фортепиано.
— Больше я склонен к лирике, — продолжает он, — и на этот раз мне захотелось представить песню о родном городе на стихи нашей поэтессы Татьяны Кудашкиной.
— Замечательная песня, — говорю. — Душевная. Мне даже в Ангарск захотелось.
— Пожалуйста! Приезжайте все к нам — приглашаю.
— Спасибо. Скажите, а служба в армии и муза насколько в вашем отношении друг с другом ладят?
— Да, служба отнимает много времени, это ведь мое основное занятие. Творческий процесс обычно требует отдельного внимания: надо сесть, подумать, ни на что не отвлекаясь. Хотя иногда во время службы, если свободные минуты возникают, можно... тоже подумать! Затем, при первой возможности, пересесть за инструмент и уже основательно поработать.
— В чем вдохновение черпаете, что способно послужить поводом для создания очередного опуса?
— Сам я пишу только музыку, так что творческий процесс начинаю обычно с поиска удачного текста. Когда он попадается, и ты чувствуешь, что это — «то самое», сразу такой импульс возникает! Сразу уже где-то внутри тебя мелодия звучит, ты примерно представляешь аранжировку... Текстовая фактура — это первое. А второе — просто желание. Искать, экспериментировать, творить...
Кстати, командиры отмечают еще один большой плюс такого мероприятия, как конкурс авторской песни среди военнослужащих. Эти конкурсы, мол, представляют потрясающую возможность обучиться чему-нибудь качественно новому для замполитов и руководителей солдатских клубов. Стимулируют, документально говоря, активность культурно-массовой работы в частях и соединениях. Повышают ее организационный уровень. И это хорошо.
Автору же этих строк вспомнилось другое — старый добрый телевизионный конкурс «Когда поют солдаты». И подумалось: вот бы из нашего конкурса сделать со временем что-нибудь подобное. Вывести его на соответствующий уровень. Пригласить публику, чтобы и она услышала «того стоящие» песни. Выпустить серию дисков наконец... Но это уже тема отдельного разговора.
АКТУАЛЬНО
