USD 79.7796 EUR 92.8800
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Как вырастить творца?

Юлия БЫКОВА.
032-15.jpg
032-15.jpg



Познакомить общественность со своими работами в Новосибирском государственном художественном музее — огромная честь для любого, кто причастен к художественному творчеству. А главное — хороший стимул для дальнейшего развития. На одном из пленэров преподаватели художественных школ и детских изостудий решили, что такая возможность должна стать традицией. Ведь творческий успех ученика находится в прямой зависимости от профессионального роста учителя.

А нынешняя выставка отличается от всех предыдущих. Прежде всего количеством представленных работ. Кроме того, по словам представителей выставкома, работы этого года характиризуются более высоким профессиональным и творческим уровнем, чем прежде. Ну и, конечно, традиционно увеличилось число участников. В экспозицию вошло около 130 работ со всей Новосибирской области, которые прошли предварительный жесткий отбор. Здесь и живопись, и графика, и скульптура, и декоративно-прикладное искусство.

Особенной выставку этого года делает и то, что среди участников, присоединившихся к ней впервые, очень много молодых педагогов. Дебютанты только-только со студенческой скамьи, а их самобытность и профессионализм уже отметили на областном уровне, дав возможность сразиться со старшими коллегами по творческому цеху.

Именно на нынешней выставке дали о себе знать новые подходы к обучению юных художников. Это проявилось в том, что талантливые ребята получили возможность увидеть мир с помощью своих учителей. Заглянуть за пределы своей Родины по карману далеко не каждому, однако те учителя, которым удалось побывать за границей, познакомили ребят с мировыми красотами посредством собственных произведений.

— Буквально года два назад мы говорили о том, что нельзя воспитать юного художника без расширения его географического кругозора. Нужно, чтобы ребенок знал хотя бы собственную страну, — говорит Татьяна Буйновская, заведующая методическим кабинетом Новосибирского государственного художественного училища. — Художнику нужны новые впечатления, он должен знать архитектуру. И вот на этой выставке мы видим работы, привезенные из Болгарии, Франции, Голландии. Конечно, это благотворным образом отразится на обучении ребят.

Восьми художникам жюри присвоило звание лауреатов. Первый среди них — Михаил Павлович Гнусин, самый старший педагог — без малейшего преувеличения — во всей Новосибирской области. Сорок пять лет он посвящает детей в таинство творчества. Это он первым в стране взялся обучать изобразительному искусству трехлетних ребятишек. Сегодня Михаил Павлович руководит одним из филиалов детского Дома культуры имени Пичугина города Новосибирска.

— Михаил Павлович, как вы оцениваете работу молодых?

— Им надо больше работать над сюжетными картинами. Больше писать, больше думать. Видите, работы молодых сейчас в основном этюдного характера. Молодые художники просто фиксируют действительность, но им не хватает обобщения. Мы все видели рябину, знаем, что она красная. Но как образно сказал Есенин: «Костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вот так и в искусстве: требуется, чтобы человек подходил к произведению не просто фотографически документально, а философски, образ создавал. Очень мало среди молодежи тех, кто бы долго работал над картинами. Картина, которую я выставлял на 55-летие Победы в Союзе художников, пробыла у меня на мольберте в общей сложности тридцать лет. После того, как я ее выставил, я переписал ее практически заново.

— В чем заключается специфика обучения детей изобразительному искусству?

— Был у нас такой преподаватель, Чистяков, который выпустил плеяду передвижников. У него учились и Репин, и Суриков, и Серов — все передвижники. И он в своей монографии сказал: «Если бы собака умела держать карандаш, я бы ее научил рисовать». А о живописи он сказал так: «Живопись — это дар природы, а картины сочинять — это дар от Бога». Противоречие. Я не сразу понял, в чем тут разгадка. Когда я вошел в педагогику по-настоящему, я взял дошкольников трех-четырех лет и начал проводить методические эксперименты. И вот тогда понял: Господь Бог никого не обделил талантом, всё зависит от методики преподавания. Когда оканчиваешь учебное заведение, у тебя появляется документ, дающий право работать с детьми. Но если не работать над собой, никогда не выработаешь своей методики и никогда не сможешь учить. Что такое учить? Это значит: свое мастерство надо перевести на доступный язык, чтобы ребенок тебя понял. И надо постоянно делать для себя какие-то открытия.

Была у меня одна девочка лет шестнадцати. Она только начала рисовать. Но ничего у нее не получалось. Я одну методику пробовал, другую — никаких результатов. Тогда взял хорошую детскую работу, говорю, переведи ее через стекло. Она одну скопировала, потом просит еще. Так скопировала три работы. А потом сделала свою. Затем выполнила работу, которая обошла очень многие выставки. Еще был у меня мальчик, Боря Анисимов. Занимался у меня во Дворце пионеров. Так у него восемь лет ничего не получалось. Все в одной плоскости, все на одном уровне. Я его по всем кружкам Дворца пионеров проведу — и авиамоделей, и фото — все у нас было, что душе угодно. А он ни в какую: хочу быть художником, и все! А потом через восемь лет его как «прорвало»! Он нагнал всех, после одиннадцати классов уехал и поступил в Алма-Атинское художественное училище, которое окончил с красным дипломом. Потом его направлили без отработки в институт, и сейчас он один из главных художников Алма-Аты.

— Каковы, на ваш взгляд, самые трудные проблемы в обучении изо на сегодняшний день?

— Очень мало литературы о живописи и о создании сюжетной картины. Потому что не так просто изложить теорию. Вот что такое колорит? Нигде не написано. Все знают, что у песенки есть своя мелодия. И картина, когда она грамотно выполнена художником в своем классическом виде, тоже имеет свою мелодию — цветовую. Но в живописи эта мелодия называется колоритом. Десятилетнему, например, я объясняю так. Когда ты надеваешь очки от солнца с цветными стеклами, ты видишь мир в розовом, зеленом и так далее колорите. Вся природа как бы дополняется новым цветом. Ну а живопись — это вообще трудное понятие. Это борьба теплого с холодным. Цветовое освещение картины может быть холоднее или теплее, на этом живопись и строится. Можно усилить или ослабить это освещение, но только на законах правды жизни. Все это мои методические открытия: как нужно объяснять детям некоторые вещи, чтобы они поняли.

Еще одна проблема в том, что нет у нас детской картинной галереи. А она бы сыграла чрезвычайно важную роль в совершенствовании педагогов. Что-либо открыть очень трудно. Я это знаю хорошо, потому что проложил путь нашей студии в ДК имени Пичугина к званию народной. Я добился такого звания нашей студии, когда был в командировке в Москве. Сам сочинил программу, которую там и утвердили. И в 1967 году мы первые во всей огромной стране получили звание народной художественной студии. До сих пор мы это звание поддерживаем — каждый год проводим отчетные выставки. Сейчас в нашей стране таких народных студий много. Я же первый начал будоражить город, напоминая о том, что нужно создать детскую картинную галерею. Нигде на Земле детской картинной галереи не было. Свою идею высказал на совещании по детскому творчеству. Через год приезжает армянский руководитель и говорит: мы открыли картинную галерею. Вторую детскую галерею открыли англичане. Третью — грузины. Но до сих пор ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге детской галереи нет! В Новосибирской картинной галерее открывали что-то подобное, но в конце концов идея провалилась, галерея не получила юридического статуса. Во Дворце пионеров у нас комнату завешают картинками и думают: это картинная галерея. Я говорю, вы не понимаете, что такое детская картинная галерея. Ее работа серьезна, даже серьезнее, чем работа взрослой галереи. Это обмен опытом между областями, районами, странами — это колоссальная работа! Это обмен всем выставочным фондом. И руководить такой галереей должен не просто преподаватель изостудии, а ученый, который на детском творчестве должен защищать диссертации.

— Михаил Павлович, как вы пришли к своей работе?

— Я всю жизнь отдал детскому творчеству. Приехал в Новосибирск по направлению в 1955 году. Сразу начал обучать детей от трех лет.Первый в стране. На совещаниях заразил этой идеей Прибалтику, Украину. Дошкольники — они самые неиспорченные. С ними можно проводить любые методические эксперименты и потом на результатах работать со взрослыми. Развивать цвет, развивать образное мышление. Мне стало это интересно, так я влез глубоко в педагогику.

Вообще у меня было так: или быть художником, или музыкантом. Я с детства любил музыку, но в нашей деревне никто не знал нотной грамоты. Я человек таежный, в детстве часто бродил в тайгу — на охоту, рыбачить. И вот когда бродил по лесу, в голове у меня рождались такие концерты — заслушаться можно! Они продолжались до 17 лет. Я думал сначала, что у всех так — музыка играет в голове. Но потом после 17 — всё, как отрезало. Думал, вот-вот снова музыка зазвучит, но уже ничего не происходило. А у нас в деревне мальчишки любили рисовать. Ну я и задумал учиться этому делу. Вот посмотрите: здесь выставлена моя графическая картина «Юный художник» (прим. авт.: «Юный художник» — одна из работ Михаила Павловича, которую отметили в ряде лучших на прошедшей выставке). Здесь я изобразил самого себя, свои первые шаги в творчестве. Вот эти первые шаги сегодня и принесли мне успех!

Фотографии статьи
032-16.jpg
032-17.jpg