USD 79.5782 EUR 93.2060
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Судьба — общая, и боль на всех одна

Елена КОСТИНА



В том, что это мероприятие вызовет интерес и большой общественный резонанс, можно было быть уверенным изначально. И, действительно, зал был переполнен. Пришли и те, кто сам хлебнул солдатского лиха, и те, кто благодаря помощи и поддержке общественных организаций недавно сумел отыскать могилу своего отца и съездить, поклониться его праху, и те, кто до сих пор не имеет никакой весточки о том, где покоится дорогой сердцу человек.

Разговор на «круглом столе» получился чрезвычайно интересным и очень острым. В резолюции собравшиеся предложили федеральной власти, в частности, признать погибшими на войне, а не пропавшими без вести тех воинов, чьи места захоронений уже обнаружены поисковыми отрядами, и посмертно наградить орденом Отечественной войны. Еще один пункт резолюции касался самого поколения детей войны, его статуса и социальных гарантий.

Видимо, потому, что и сегодня каждая российская семья хранит светлую память о своем герое и живо реагирует на все, что связано с войной, с увековечиванием памяти сложивших головы на ней, событие получило широкий резонанс. Вот уже две недели после публикации мы непрерывно получаем отклики, в которых — личная боль, надежда, поддержка, слова благодарности. Сегодня мы публикуем фрагменты из небольшой части этих писем.

Елена КОСТИНА, заведующая отделом писем, ведущая «круглого стола» «Достойны ли памяти народной воины, без вести пропавшие на фронтах Великой Отечественной войны?».

«Я впервые присутствовал на таком мероприятии и был глубоко тронут всем, что увидел и услышал. Почему-то на общегосударственном уровне у нас пока, увы, не принято говорить о том, что павшие на полях сражений и оставшиеся безымянными достойны воинских почестей и самой светлой памяти. Хорошо, что нашлись люди, которые заставили общество встряхнуться и обратить внимание на эту важнейшую проблему», — пишет Анатолий Иванович Степаненко.
«Я росла без отца. Неудивительно, что память не сохранила никаких, даже расплывчатых воспоминаний о нем. Когда началась война, мне было только полгодика, что же тут удивляться... Когда я вступила в общественную организацию «Дети войны», вновь обрела отца. Это не преувеличение. Теперь, узнав о нем все, что можно было узнать, я рассказала своим детям и внучкам об их деде и прадеде. Младшенькая внучка, воодушевившись, составила семейное генеалогическое древо, в котором наш воин, сложивший голову на Великой Отечественной, занял достойное место», — пишет Ида Степановна Шафран.

«Мы считаем, что наши отцы своей героической смертью заслужили право быть награжденными орденом Отечественной войны. Это нужно не мертвым, это нужно живым, нам — их детям, нашим детям и внукам...» — пишет З. Сургатова.

«Огромное спасибо и низкий поклон всем поисковым отрядам, занимающимся поисками останков наших отцов и перезахоронением их», — пишут В. Леоненко, О. Якушева и В. Тарасова.
«Благодаря Марии Владимировне Гатыжской, ее активной организаторской и поисковой работе были найдены сведения о многих воинах-сибиряках, погибших на войне», — пишет Владимир Дмитриевич Черепанов из Мочище.

«Я очень тронута тем, что мы, единомышленники, дети погибших отцов, которых сроднило горе, смогли встретиться, открыто поговорить о самом наболевшем, почтить минутой молчания память воинов, а главное — дать надежду тем, кто еще не отыскал места захоронений своих родных, что это непременно случится. Непременно. Надо только не прекращать поиск, писать запросы в архивы, искать, искать, искать... И поднимать общественное мнение, чтобы эта работа стала по-настоящему государственной задачей. И еще, безусловно, очень важно, чтобы президент и правительство наконец обратили внимание на поколение детей войны. Я совершенно согласна с тем, что записано в резолюции «круглого стола». Во-первых, надо присвоить детям без вести пропавших отцов статус детей войны. Во-вторых, продумать меры их социальной поддержки. Ведь это поколение — настрадавшиеся, больные пожилые люди», — пишет Валентина Васильевна Уварова из села Мочище.

«Хочу выразить искреннюю благодарность главе администрации Новосибирской области Виктору Александровичу Толоконскому, а также Андрею Григорьевичу Филичеву и, конечно, руководству общественной организации «Дети войны» в лице Марии Владимировны Гатыжской за их благородную и неоценимую помощь нам, детям войны, в поездке на могилы отцов.. В частности, только благодаря их участию я смогла побывать на могиле своего отца, Корнея Гавриловича Гутова. Тот, кто терял близких, знает, как это важно — иметь возможность поклониться хоть холмику на братской могиле, выплакать свою печаль...» — пишет А. К. Гутова.

«Отец ушел на фронт. Мать много работала на заводе имени Чкалова. А я росла и воспитывалась в детском саду от этого завода. Спасибо государству, поддержало и помогло нам выжить, одевало, кормило... Помню даже, как на лето нас вывозили на дачу, чтобы имели возможность побыть на природе. Дача стояла на берегу Оби. Мы часто ходили в местный госпиталь, где после ранений лечились бойцы. Мы рассказывали солдатам свои детские новости, а они играли нам на гармошке и всячески старались вселить в нас оптимизм, уверенность в то, что все будет хорошо...» — вспоминает Тамара Константиновна Когтяева.

«Я считаю, такие собрания надо проводить чаще. И обязательно приглашать представителей власти, от которых зависит принятие решений. Страшно подумать: почти девяносто процентов населения нашей страны и сейчас оплакивают своих отцов, братьев, дедов, погибших на войне. И особенно тяжело тем, кто до сих пор не знает места захоронения дорогого сердцу, родного человека... Ни секунды не сомневаюсь, что тех воинов, чьи могилы уже найдены поисковыми отрядами, необходимо посмертно наградить орденом Отечественной войны и вручить награду их детям и внукам, дорожащим памятью героя. Это не только признание заслуг павших на полях сражений, это моральный долг государства, которое они защищали до последней капли крови», — пишет Валентина Егоровна Сокина.

«Меня пригласили на «круглый стол» как автора памятника женщине-труженице, матери, на плечи которой легла вся тяжесть войны. Этот памятник был открыт в Мошково первого сентября. Глядя на лица сидящих в зале людей, ветеранов, детей не вернувшихся с фронта солдат, слушавших выступления участников «круглого стола» и словно заново переживавших тяжелейшую утрату, я вдруг почувствовал ту же самую атмосферу, что царила на открытии нашего памятника. У этого поколения общая судьба и общая боль. На вопрос, заданный темой «круглого стола» «Достойны ли памяти народной без вести пропавшие?», я отвечаю решительно: «Да, достойны! Наши отцы — герои. А мы — дети победителей!» — пишет скульптор Г. Л. Парамонов.

И Тамара Александровна Воробьева, проживающая в Куйбышеве, отец которой не пропал без вести на войне, а, пройдя через тяжелейшие лишения и испытания, сумел дойти до Победы и вернуться домой, солидарна с ним: «Я как дочь отца, воевавшего с первых дней войны, дважды бежавшего из плена (на руке его были вытатуированы два номера), травленного собаками, но сумевшего с нашими войсками дойти до логова врага, а позже, в сорок седьмом осужденного по навету и оправданного только в 1953-м, целиком и полностью поддерживаю резолюцию «круглого стола». Дай Бог сил организаторам этого мероприятия суметь донести эти решения до широкой общественности и добиться их воплощения в жизнь».