Есть социальный резонанс. И нет противоречий
В первые годы она вела борьбу с бандитизмом и контрабандой. Из-за границы направлялись в нашу страну многочисленные басмаческие формирования, организованные и вооруженные англо-американской агентурой. Десятки таких формирований были разгромлены военнослужащими указанной части в период с 1925 года и до Великой Отечественной войны. А с началом войны от пограничников отряда поступили на имя командира сотни рапортов и докладных записок, в которых бойцы просили направить их на фронт. И более 400 были направлены. Кроме того, военнослужащие отряда внесли из личных сбережений 61 тысячу рублей в фонд обороны страны и 81 тысячу — на строительство танков. Всего сумма денежной помощи государству, оказанной этим отрядом, составила за время войны 827 тысяч рублей. Сами пограничники отличились тогда не только в боях на фронте, но также продолжая нести службу непосредственно на своем участке. Где в период военных действий задержано было 159 нарушителей границы, 28 дезертиров армии и 104 дезертира трудового фронта, 138 граждан, уклонившихся от призыва, 158 нарушителей пограничного режима. Позже более 70 офицеров и прапорщиков, почти 400 солдат и сержантов срочной службы принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана.
После распада СССР, в июне 1999 года, между Россией и Киргизией было подписано соглашение о передаче участка киргизско-китайской границы Государственному управлению пограничной охраны Министерства обороны Киргизской республики. И вскоре отряд был передислоцирован в город Купино Новосибирской области, на российско-казахстанскую границу. В 2003 году, как известно, пограничная служба Указом Президента России перешла под юрисдикцию Федеральной службы безопасности. Но остается автономной — в плане собственного бюджета, подготовки кадров в своих учебных заведениях и т. д. Выполняя при этом общие с ФСБ задачи по охране безопасности страны.
Изменилось ли что-то в жизни Купинского района с момента появления здесь погранотряда? Собственно говоря, от присутствия военного контингента местные жители отвыкнуть не успели. Поскольку прежде здесь базировался авиационный полк (переведенный затем в Красноярск). Неискушенная часть населения, по ее словам, не очень-то разбиралась — кто уехал, кто приехал... Однако «разобравшиеся», особенно те, кто доселе часто ездил в ближайшие казахстанские села к родственникам-знакомым либо принимал их у себя, были поначалу шокированы. Дескать, еще вчера движение было свободным. А тут — ни больше ни меньше — государственная граница! Мало приятного было и в том, что, родившись, выросши, а то и дожив до преклонных лет в родном селе, всем и каждому знакомый, ты вдруг — по первому требованию людей в погонах — стал вынужден предъявлять им документы. Вроде как «вызывая подозрение». Спустя недолгое время, впрочем, этот режим сделался куда менее ожесточенным: односельчан пограничники быстро «выучили наизусть». Но совсем другое дело, когда появляется на подведомственной им территории кто-то новый, заезжий. Тут уж надо отнестись ко всему с пониманием.
А в общем, население освоилось в новой ситуации быстро. «На пограничников уже никто не реагирует отрицательно, — рассказывает офицер отдела пограничной комендатуры города Купино пограничного управления ФСБ России Акимбек Мамадризобеков. — Нет никакой вражды, никаких недоразумений. Все стабилизировалось. Уладили все противоречивые моменты, касающиеся главным образом пересечения границы. Нелегко давался этот вопрос, он поднимался несколько раз на разных уровнях. Пока в 2006 году на межправительственном уровне не было оформлено соглашение между Россией и Казахстаном, где были определены все пункты пересечения. В том числе по нашему району их обозначено два. И мы, кстати, первыми выполнили условия этого соглашения. Построили пропускной пункт, а до того их никто не строил. Потому что решение было принято, а о том, кто будет финансировать строительство, как всегда, поначалу забыли. Нести же расходы по строительству таможенно-пропускных пунктов должна, как выяснилось, «заинтересованная сторона». Вот мы и «заинтересовались». Хорошо, что наше обращение по этому поводу к губернатору имело положительный результат — расходы были компенсированы».
Хотя, конечно, остаются проблемы. Например, не четко еще отлажена работа пункта пересечения российско-казахстанской границы Березовка — Петропавловка, торжественно открывшегося в августе прошлого года. Но возникший «стопор» — вина не пограничников, не местной власти и не населения, как подчеркивал недавно, пребывая в Купино, начальник пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области Аркадий Чмыхайло. «Возникли трудности другого плана, — сказал он, — место пересечения границы оборудовано по минимуму, а необходимо создать нормальные условия для работы. С Владимиром Шубниковым, главой района, об этом мы неоднократно вели разговор. Данная проблема вынесена и на областной уровень. По всей вероятности, в администрации области будет принято решение о выделении средств на дооборудование или оборудование новых мест пересечения границы».
И все же положительные аспекты пребывания здесь пограничной службы выражены сегодня в большей степени. Это ведь и определенный социальный резонанс. В частности, ныне ведется строительство нового современного жилого комплекса для военнослужащих — дом на 75 квартир со всей необходимой инфраструктурой. А за счет переселения бойцов из старого военного городка в последнем освободятся площади, куда можно будет заселить часть гражданского населения. На трех заставах — это села Благовещенка, Метелево и Стеклянное — также планируется развернуть соответствующее строительство. И, конечно, пограничную службу воспринимают теперь еще как работодателя, который дает людям возможность заработать, по сельским меркам, неплохие деньги. Парни в стадии «поиска себя», принявшие было решение покинуть район, зачастую теперь остаются служить на его территории. И ничуть об этом не жалеют.
Хотя, что касается отбора на службу, то сегодня он — в сравнении с первыми годами дислокации здесь отряда — стал заведомо строже. «Прежде парень возвращался из армии, подавал нам документы, они тут же рассматривались, и человека, как правило, оформляли, — говорит Акимбек Мамадризобеков. — Сегодня молодые люди проходят жесткий конкурсный отбор. Через наше управление, которое находится в Новосибирске. Там есть специальный отдел, который занимается кадрами. Перед ним стоит четкая задача — не ошибиться в выборе. А раньше все-таки было много ошибок. Ребята вели себя, прямо скажем, не очень адекватно, но ведь им приходится с боевым оружием иметь дело и так далее. Знаю случаи, когда люди, решившие поступить к нам на службу, ждут сегодня результата тестов год и более».
Наконец, что касается социального аспекта, то бойцы внесли неоценимую лепту в работу с подрастающим поколением, в процесс его военно-патриотического воспитания. В Купино создан «Клуб юных друзей пограничников», периодически часть проводит день открытых дверей… Ребятишки знакомятся с пограничной службой, осваивают ее азы и очень увлеклись этим делом. Аркадий Чмыхайло отметил, что в дальнейшем работа с детьми и молодежью на местах, в частности в Купино, будет совершенствоваться. И уже сегодня старшие товарищи ведут отбор кандидатов для поступления в специализированные вузы: только в этом году их планируется выявить по всей области порядка 30 человек.
АКТУАЛЬНО


