Люблю еще сильней…

Девки за ним бегали. И деда на узду поймать нельзя было». «С ума сошла», — всплеснул руками Василий Ильич. «А не приводи гостей без предупреждения, — выговорила она ему. — Вон картошку из погреба достала — порядка никакого». «Так ведь он и вас не обидел. Шестеро детей как-никак в семье», — отшутились мы в ответ на ее приветствие. «Ой, не обидел. Всем хватило», — звонко, по-девчоночьи рассмеялась хозяйка и ласково пригласила пройти в комнату.
Пенсия кончается весной
Хлеб в Чебаках пекут многие. Из экономии. А еще потому, что свой вкуснее. «Я пять мешков муки закупила. Мне их — вот так на год», — взмахнула Зинаида Васильевна рукой выше головы. Бабушкин хлеб любят и внуки — Ленины дети. Она одна из шестерых детей Драган осталась в родном селе. И не только живет рядом с родителями, но и работает вместе с отцом в сельхозкооперативе «Восход».
Про работу мужа Зинаида Васильевна слушать не хочет: «Думала, на пенсию пойдет, вместе по дому все делать станем. А он опять то же самое: все на работе. Да и хату надо подделать — за всю жизнь не заимели хорошей». Василий Ильич согласен с женой. Столько жилья в колхозе для людей построил! Семьдесят процентов населения Витинска и Чебаков живут в них. А вот о себе не позаботился. Все думал, успеет к пенсии. Но тут нагрянула перестройка …
Разве сейчас кто-нибудь поверит, что в этом старом, покосившемся доме живет председатель, руководивший колхозом «Восход» более тридцати лет! «Он стеснялся. Все делал для людей. Килограмма муки не взял просто так. Мы живем честно. Нас Бог не накажет ни за что», — уже вступается за мужа Зинаида Васильевна.
И насчет работы жена тоже права. Пора бы на отдых! Семьдесят два года как-никак! Недавно опять положил перед главой района заявление об уходе. «Проведи хоть посевную», — взмолился тот. «Вот так и кончается всегда моя пенсия. А потом — уборка, постановка скота на зимовку», — рассмеялся Драган.
А вернулся в рынок!
Вообще-то это второй заход Василия Ильича на пост председателя «Восхода». Тремя годами он все же отметился на заслуженном отдыхе. Но потом скоропостижно скончался сменивший его руководитель. Земляки — к Драгану: выручай, мол, принимай опять хозяйство. Не сразу, но согласился поработать, пока не подберут нового председателя. Три года назад оставил он колхоз при социализме, а вернулся в рынок. Но к новым условиям вполне теперь приспособился. Оказалось даже, что он не лишен предпринимательской жилки. Скопилось в хозяйстве много сена — обменял его на телят. Хороший молоднячок теперь растет на ферме. Пробовали и бычков мясной породы у себя завести.
Выручают нередко старые связи. Недавно раздобыл где-то охладитель молока. И вообще как-то так руководит он, что ругани в коллективе не бывает. Не бывает здесь такого, чтобы люди возмущались: вот-де не дает Драган то или другое. Потому что видят, как старается он по возможности помочь землякам. Обеспечить мукой, транспорт на заготовку сена или дров выделить. А как же иначе? Зарплата небольшая. Хоть и выдают ее без задержек, но без своего хозяйства людям здесь не выжить. Особенно, если надо учить детей. Это он по собственному опыту знает.
Продам последнюю подушку…
«Тяжело нам живется с дедом, — призналась Зинаида Васильевна. — То своих ребятишек поднимали. Сейчас внуки пошли учиться. Все, что получаем, отдаем им. И не жалеем о том. Если надо, распродам все, последние подушки, а внуков учить будем. Чтобы не болтались, не ходили по деревне, не пили, не курили. Что б из них настоящие люди выросли. Время сейчас такое. Без помощи не обойтись детям. А нас выпихнули родители — идите сами добро наживайте. Вот и наживаем до сих пор и нажить не можем».
Со своим Васей они учились в одной школе. Жили в соседних деревнях. Он — в Кучавой, она — в Гражданцево. «Меня его родители присмотрели, — смеется Зинаида Васильевна. — Больше дед с бабкой за мной бегали, чем он». Что и говорить, девка была завидная. Стройная, веселая, а главное — работящая. Очень уж хотели Драганы ее сосватать! Тогда на покос молодежь ездила. Приедут после работы в баню, а дед с бабкой за Зиной: приходи, мол, чаек попить! Да и сам Василий был не против. Когда она начала телят поить, только на ферме и крутился.
Свадьбу сыграли на седьмое ноября. И потом шесть лет жили с его родителями. Она работала дояркой. Он — бригадиром. Но вдруг обком предложил Василию поехать на учебу в Омск. Очно. И это, когда в семье уже трое детей! Однако Зинаида согласилась отпустить его. А сама уехала поближе к своим родителям. И она ждала своего Васю три года. Растила детей. Держала хозяйство. Вручную сено косила. А когда съели хлеб и муку, которые давали на трудодни, пошла работать дояркой. Благо мама рядом. С ребятишками водилась.
После учебы направили Василия Ильича парторгом в Чуваши. Хоть и стал он начальником, но жизнь по-прежнему была нелегкой. Зарплата маленькая. А на руках у Драганов еще двое племянников — дети умершей сестры. Однако на то она ведь и семья, чтобы не оставить друг друга в лихую минуту. Помогли им подняться. Потом стали «сватать» мужа председателем в «Восход». «Выбрось партбилет, поедем в Мошково. Хоть детей выучим», — стала упрашивать жена. Да, где там! Тайга, охота, рыбалка. Куда он отсюда? А через восемь лет в семье появилось еще трое детей. «Вот оне — все мои ребятишки», — Зинаида Васильевна показывает фотографии на стене. Бывало из Новосибирска начальство приедет, увидит всю эту компанию и охнет: «Как это вы их всех воспитали?» «Очень просто, — отвечает Зинаида Васильевна. — Они друг друга нянчили и в зыбке качали». От этой зыбки на пружине и сейчас остался гвоздик в потолке.
Мы трудности делили пополам
Удивительное это было поколение. Родив и вырастив шестерых детей, Зинаида Васильевна еще все время работала. Сорок два года стажа! Дояркой семь лет, потом на разных работах — корчевала лес с мужиками, дрова пилила. Когда стала постарше, пошла сестрой-хозяйкой в больницу. И на пенсии пять лет в магазине мыла пол: «Лену надо было в техникуме доучивать».
Сейчас силы не те. Уже и корову не держат. Оставили поросят, телят на мясо да курочек. Ну и пчел, конечно. Это называется маленькое хозяйство! Пчелы — давняя любовь Василия Ильича. Первый улей подарил ему на свадьбу ветврач. Привез он ночью через недельку подарочек и забыл о нем. Осенью сунулся в улей и чуть не угорел — там газ скопился. Тогда взял литературу, с бывалыми пасечниками поговорил. И так этим делом увлекся! На всю жизнь.
Мы рассуждаем с Зинаидой Васильевной о семейном счастье. Почему так часто расходятся сейчас люди? Не успеют родители с долгами за свадьбу рассчитаться, а молодожены уже разбежались. По ее мнению, все зависит от женщин: «Они сейчас хотят полегче прожить. Чтобы муж все делал. А ей — кофе в постель. Или чаек горяченький. Мы-то с дедом пополам трудности делили». Но разве ей не хотелось никогда внимания? «Некогда ему было внимание обращать. С утра рано — в контору. А потом то на поля, то на строительство, то на ферму. Утром уедет — дети еще спят. Вечером вернется — они уже уснули. Такая наша жизнь была. За то и орден имеет. Только не надевает никогда».
«Жене по дому больше доставалось», — признает Василий Ильич. А о рецепте семейного счастья у него свое мнение: «Любим друг друга. Ребятишек любим. И я, чем больше живу, тем больше люблю всех их. А теперь мы еще плотнее сдвигаемся. Бабка заболеет, я таблетки несу. Мне плохо, она и давление смерит, и поговорит».
Он играет, я пою
Вообще-то тут самое время вернуться к началу нашей встречи. Василий Ильич Драган в молодости действительно был очень красивый мужчина. Местные жители уверяют, что не одна женщина Северного района по нему сохла. «И как только не увели!» — удивляются некоторые. Просто женщина рядом с ним была мудрая, любящая, для которой счастье детей и мужа — выше всяких благ. Так говорят те, кто их знает. «Я довольна своей судьбой, — не скрывает Зинаида Васильевна. — Все дети умные. Хорошие. С дедом мы дружно живем. И весело. Он играет на гармошке. Я пою. Весело в нашем краю!»
И в подтверждение сказанному тут же исполнила частушку под забористый аккомпанемент мужа: «Два села в одной деревне под поясочек лаковый. У меня и мово Васи характер одинаковый». Голосок Зинаиды Васильевны звенит, что колокольчик. Жаль, в самодеятельности она никогда не участвовала — некогда, мол. Зато когда в их доме собираются дети с семьями, столько песен перепоют вместе. Ребятишки домашние праздники снимают на видеокамеру. Потом не раз они крутят это кино. Дети очень часто бывают в родительском доме. Вот и внучка Настенька приезжает на каникулы, стряпает с бабушкой хлеб и булочки. Бегает к деду на работу. И не хочет отсюда уезжать.
АКТУАЛЬНО


