USD 79.6032 EUR 93.3875
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

«Победители и неудачники»

Ролен НОТМАН.
056-25.jpg
056-25.jpg




Первый фильм — документальный — о том, как китайцы разбирают купленный в Европе коксовый комбинат и увозят его к себе. Смотрел его с ничуть не меньшим вниманием, чем фильм художественный. Потому, во- первых, что лет двадцать, если не больше, не смотрел никаких документальных фильмов. Этот жанр словно выветрился на наших экранах. Да и интерес к чужой, пусть и соседней, жизни ослаб. В своей бы разобраться… Кроме того, в Сибири и так китайцев достаточно, чтобы еще и в кино всматриваться в них. Да мы и привыкли, что они для нас все на одно лицо. Фильм это давнее представление разрушает буквально с первых кадров. Здесь все «со своим лицом», взглядом, речью и отношением к жизни. А ведь ни один герой ничего не играет в фильме. Камера просто фиксирует лица, улыбки, речь, горечь, мечты и утраты. И порой эта документальная фиксация намного впечатлительнее, чем игра.

Первое, что поражает в победителях, а это, конечно, китайцы, — как ответственно и фанатично они работают. И везде: при разборке гигантской печи, при укладке разобранных металлоконструкций и на кухне. За работой на кухне я наблюдал с особой дотошностью. Потому что она тоже опровергала многие давние представления.

О том, например, что китайцы бедны, что едят они по минимуму, а работают по максимуму, что пренебрегают техникой безопасности и зарабатывают копейки. Все это теперь чушь собачья. Хотя с техникой безопасности и с качеством работы и продукции у них до сих пор проблемы есть. В том же рабочем коллективе, который разбирает коксовый комбинат, травматизм превысил норму, о чем начальник, как и секретарь партячейки, сурово предупреждают в фильме коллектив. Да и отступления от технологии тоже в работе допущены. Но с каким индивидуальным вниманием все это выслушивается и учитывается. На лицах никакой ухмылки, ерничества или пренебрежения. Речь идет о работе, за которую каждый получает не меньше 400 евро. И им еще платят за работу не жалкой похлебкой или чашкой риса, а такими порциями курятины или мастерски приготовленной свинины, что я не видел ни в одной нашей рабочей или академической столовой.

Так что надо забыть о китайцах, как о бедных или отсталых. Да, они разобрали купленный коксовый комбинат далеко не с немецкой безукоризненной аккуратностью и точностью. И тут проявилось их «азиатство», очень похожее на наше, российское. Но, кроме того, как уточняет фильм, они за столь же короткое время построили еще два коксовых предприятия, не менее мощных. Потому что кокс гораздо выгоднее производить и продавать, чем, положим, уголь. Фильм показывает, что развитие Китая идет не только за счет, скажем так, исторического умения его населения работать много и самоотверженно. Но и за счет сильно изменившейся к лучшему жизни. Я с особым интересом смотрел, с какой радостью уезжали китайцы домой после окончания работы. Все были хорошо, а что еще более важно, по-разному одеты. Они упаковывали подарки родным в добротные европейские чемоданы и делились с друзьями своими планами. Естественно, самыми разными: один мечтал о высшем образовании, другому фирма помогла деньгами для лечения жены, третий демонстрировал купленное авто. Это была предотъездная суета победителей. А неудачники, то есть бывшие работники комбината, подводили итоги сотрудничества с победителями. Многие из них собирались на пенсию. Больше профессионального дела у них не было. И один в разговоре с другим сказал:

— Представляешь, теперь я все двадцать четыре часа буду проводить только с женой…

Всего несколько слов, а итог жизни, которая без работы едва ли полноценна, подведен.

Об утратах и обретениях, в сущности, и второй фильм — «Чужой ребенок». А по сюжету родной ребенок для двух женщин. Только одна родила, но ее дочь украли в младенчестве, а другая девочку воспитала. Родную мать, богатую женщину, потеря дочери сломала, а другую спасла от падения, наркоты и других бед современной жизни. Философия фильма, в сущности, проста: без любви и семьи и богатство счастья не приносит. А бедность не страшна, когда тебя любят. Но жизнь способна все перемешать. Богатая женщина по родимому пятну на теле выросшей девочки определяет, что это ее украденная дочь. И бросается в бой за нее. Но не побеждает, а проигрывает. Уже поздно. Девочка родной матерью считает другую женщину. Ту, которая ее воспитала.

Вот вкратце и все содержание фильма. Но это всего лишь сюжет. Фильм под влиянием двух первоклассных актрис дает гораздо больше пищи для ума и сердца. Меня он возвратил к тому, о чем я совсем недавно написал: нельзя считать людьми нелюдей. К ним я прежде всего отношу тех, кто глумится над детьми, а тем более их убивает. Ненавидя жестокость, я тем не менее склоняюсь к тому, что таких преступников надо любым путем устранять из жизни. Достаточно короткой жизни у всех людей. Когда у матери по злой воле какого-нибудь негодяя погибает ребенок, то мир словно сужается, теряет краски, становится серым. Все можно преодолеть и в одиночестве, но потеря сына или дочери неодолима. Это горе навсегда.

Беда еще в том, что многие нормальные люди не в состоянии мстить преступнику, наказывать убийцу убийством. Они не смогут обрести спокойствие под гнетом вопроса «А как жить дальше?» Они страдают, мучаются, не прощают, но смиряются. И не потому, что отходчивы, а потому, что человечны, сострадательны. Однако поток издевательств над детьми стал в мире и в нашей стране таким массовым, что сострадательность скорее стала вредна, чем полезна. В фильме две хорошие женщины находят единственный гуманный компромисс: они будут любить свою дочь вместе. И расскажут ей о том, кто ее родная мать, попозже, когда дочь подрастет. Этот компромисс исключает ненависть. Любить плодотворнее, чем ненавидеть. Созидать и спасать — в этом назначение человека. А убивает детей только нелюдь.
Вот о чем думалось на фестивале немецких и французских фильмов.

Фотографии статьи
056-26.jpg
056-27.jpg
056-28.jpg