Туберкулезу удобно «на дне»

Игра в прятки
Анализируя ситуацию по заболеваемости туберкулезом среди детей, врачи обнаружили, что в 60 процентах случаев они не находят конкретных родственников или знакомых, от которых заразился ребенок. Это означает, что в нашей области большой резервуар инфекции, то есть много больных, выделяющих бациллы туберкулеза в людных местах. Поэтому дети инфицируются рано — с 4 — 5 лет (до этого их защищает прививка). В 7 — 14 лет им надо проводить ревакцинацию. Но к 7 годам заражены микобактериями туберкулеза уже 60 процентов детей, а к четырнадцати — подавляющее большинство. Получается, повторно прививать уже некого. Дети — показатель эпидемического неблагополучия по данной инфекции.
Туберкулез предпочитает «прописываться» в малообеспеченных семьях. По словам главного детского фтизиатра области Людмилы Поддубной, в многодетных семьях, бывает, болеют по нескольку детей разом. В прошлом году умерли четверо малышей, которым не исполнился и год, и, конечно, они заразились в семейном «резервуаре». Сейчас на лечении находится трехлетняя девчушка из области, у которой легкие «распадаются» и вытекают с кровью. Такой тяжелой формы чахотки у ребенка врачи не видели уже очень много лет.
Однако мы сейчас говорим о взрослых, повинных в распространении инфекции. Почти половина заболевших детей воспитывается в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, причем зачастую матери не отстают в этом от отцов. Они неадекватно относятся к здоровью своих чад, которые в таких семьях часто рождаются и растут ослабленными. Болезнь ребенка нередко обнаруживается в запущенной стадии, тем не менее горе-родители нередко препятствуют изоляции больного сына или дочери из очага — отказываются отпускать в больницу, и все тут. В 2005 году процент изоляции детей из очагов инфекции составил 70,6 процента, в 2006-м — 64,8, в 2007-м — 75,4 процента.
Сейчас заболеваемость туберкулезом в области — 132 человека на сто тысяч населения, а в среднем по Российской Федерации — 83,8 на сто тысяч. Смертность по туберкулезу в области превышает российский показатель в 1,6. Фтизиатры и социальные работники провели негласную перепись бродяг, проживающих в Новосибирске, и получили впечатляющую цифру — более 30 тысяч. Если прибавить дезадаптированных граждан из районов области, мы получим искомый резервуар инфекции. Зачастую эти люди стараются не заявлять о себе ни врачам, ни милиции. Ежегодно у нескольких десятков умерших туберкулез обнаруживается впервые только при вскрытии.
Настоящей бедой стали в последнее время больные туберкулезом наркоманы. Они не рвутся лечиться, а стараются затеряться, забыться, отсиживаются по «норкам». Если человек болен туберкулезом и одновременно заражен вирусом, вызывающим СПИД, он очень опасен. Таких людей с каждым годом становится больше. Один из специалистов центра профилактики и лечения СПИДа в беседе с журналистами сравнил две эти инфекции «в одном флаконе» с «оружием массового поражения».
Тюрьма реабилитируется
А вот «места не столь отдаленные» уже претендуют на более высокую планку, чем «дно».
— Мнение, что тюрьма — рассадник туберкулеза, за последние 10 лет поколебалось. Мы вписываемся в проценты по снижению заболеваемости и смертности, которые являются показателями по области, — сказал Валерий Щепа, начальник медицинского отдела главного управления федеральной службы исполнения наказания по Новосибирской области.
Бытует представление, что в каждой колонии содержатся больные туберкулезом, однако на данный момент это не так. В Новосибирске и области всего 16 подразделений, в которых находятся заключенные и арестованные. Среди них 3 следственных изолятора: в Новосибирске, в Куйбышеве и в Линево. Остальные подразделения относятся к исправительным колониям. В целом там содержатся примерно 25 тысяч человек. При этом больные туберкулезом находятся лишь в межобластной больнице на 585 коек, в следственных изоляторах в Новосибирске и Куйбышеве и в женской колонии. Больных туберкулезом в остальных колониях нет.
В специфике тюремной медицины есть хорошие стороны. Все больные под рукой. Фтизиатрам проще обследовать контингент, выявлять туберкулезников и без всяких сбоев лечить их. Флюорографию здесь обязательно проходят дважды в год. Противотуберкулезные препараты закуплены, их хватит на 5 лет. На питание в тюрьме сегодня жаловаться не приходится. По приказу № 125 предусмотрены яйцо диетическое, творог, масло животное. Дают мясо и рыбу, а соя, например, отменена, потому что признана неполноценным белком, в ней недостает необходимых аминокислот.
Есть, конечно, проблемы, связанные с содержанием осужденных. Это прежде всего теснота, скученность «сидельцев». Но на федеральном уровне решается вопрос об открытии в Новосибирске еще одного следственного изолятора. Строится еще один лечебный корпус в специализированной больнице. Расширяются площади в колониях.
Лечением занимаются опытные врачи. Когда больной освобождается, информация о нем поступает в областной тубдиспансер, специалисты которого берут данного пациента на обследование. Таким образом, осуществляется преемственность между тюремной и общегражданской медициной.
Суд и пряник
Россия по туберкулезу на первом месте среди стран Европы. Понятно, что туберкулезного пожара опасаются зарубежные страны, где заболеваемость уже не вызывает такой тревоги. Поэтому Всемирная организация здравоохранения, Международный глобальный фонд помогают нашей стране и отдельным регионам преодолеть самую тяжелую напасть — лечение весьма и весьма дорогостоящих лекарственно устойчивых форм туберкулеза. Наша область заключает договор на получение таких лекарств, ни много ни мало, на 3 миллиона долларов.
Как и в разгар эпидемии туберкулеза, основной контингент больных не желает лечиться.
— Дело в том, что 70 процентов впервые заболевших не работают и не учатся. Рабочие, служащие, пенсионеры, то есть люди, имеющие доходы, составляют примерно 25 процентов. Граждане, не имеющие доходов, то есть алкоголики, наркоманы, не хотят лечиться, потому что надо 4 — 5 препаратов пить, как минимум, 4 — 5 месяцев. Уже года два применяется статья федерального закона об обязательном обследовании и лечении туберкулеза, — рассказал Владимир Дмитриев, заместитель главного врача областного противотуберкулезного диспансера.
Тот, кто умышленно и злостно уклоняется от лечения, попадает под суд. Затем приезжают судебные приставы и привозят «уклониста» в больницу. Если он оттуда уйдет, это считается нарушением решения суда, за что назначается другая санкция вплоть до лишения свободы.
В 2007 году было подано документов в суд на 185 больных. Состоялось 120 судов, 98 пациентов были госпитализированы принудительно. В текущем году к этим мерам прибавится и «пряник». Тем, кто регулярно приходит на лечение, будут выдаваться продуктовые наборы (содействие Глобального фонда). В прошлом году попробовали — это работает. Такие, говорят врачи, специфические пациенты: на что выпить — находят, а вот закусить бывает нечем.
Свой механизм защиты
(Из брошюры члена-корреспондента РАМН Игоря УРСОВА «Предупреждение туберкулеза».)
Туберкулез — инфекционная болезнь, вызываемая особыми, грибковыми бактериями, которые, внедрившись в организм человека, могут находиться и сохраняться в нем десятилетиями, нередко в течение всей его жизни. Это первичное заражение, наступающее обычно в детские годы или в подростковом возрасте, чаще всего заканчивается благополучно: первичное воспаление подвергается обратному развитию, в организме формируется механизм защиты (иммунитет), а сам возбудитель «замуровывается» фиброзной тканью. Позже такой рубцующийся первичный очаг пропитывается солями кальция, обызвествляется, напоминая собой кость. Эти старые кальцинированные очаги хорошо видны на рентгенограммах и флюорограммах при профилактических обследованиях, являясь свидетельством перенесенного когда-то заражения и излечения малой туберкулезной болезни.
Человек, организм которого успешно справился с первичным заражением, достаточно надежно защищен от последующих повторных внедрений возбудителя туберкулеза, если приобретенный им после первичного заражения механизм защиты (иммунитет) не будет ослаблен или уничтожен, разрушен внешними обстоятельствами, например, голоданием, изнурительной болезнью или вирусным заболеванием.
Таким образом, наличие в организме замурованных в первичном зажившем очаге возбудителей туберкулеза — микобактерий — в известной мере является благом для него, поскольку свидетельствует о наличии иммунитета, устойчивости к повторному заражению. Когда с течением времени и при отсутствии случайных контактов с микобактериями микробные клетки в первичном очаге погибают, иммунитет вскоре затухает, и новое внедрение возбудителя может вызвать туберкулезный процесс, особенно если в этот период человек подвергается воздействию изнурительного труда, белково-витаминному голоданию, стрессовым ситуациям, тяжелым заболеваниям.
АКТУАЛЬНО


