USD 79.6032 EUR 93.3875
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Ценная культура

Татьяна БЕКИШЕВА.



— Моя тринадцатилетняя дочь пережила настоящую травлю в классе. Зачинщиками были девочки из более состоятельных семей. Наверное, их раздражало, что Наташа, одетая не так дорого, всё-таки красивее их. (Сейчас я это могу оценить объективно.)

Вначале мы с отцом даже слегка ругали Наталью за то, что не может за себя постоять. А у неё просто не было опыта держать оборону: в семье домашнему ребёнку защищаться не от кого.

Потом девочки передали инициативу мальчикам. Особо усердствовал один выходец из неблагополучной семьи. Он придумал игру, что Наталья — изгой. И тот, кто прикоснётся к Наташе, даже случайно, тоже станет изгоем. Вообще этот подросток вёл себя очень агрессивно. Он из тех, кто понимает только разговор с позиции силы. Учительница попросила не подключать к разбору конфликтной ситуации отца этого мальчика. Потому что этот папочка признаёт исключительно «кулачный метод воспитания» и может просто покалечить своего ребёнка физически.

Я не знаю, какой человек (тем более мужчина) вырастет из этого волчонка. Может быть, он будет выполнять команды «фас», идущие от того, кто сильнее. Может, превратится в домашнего тирана. Мне этого подростка даже жалко. Хотя не о нём, собственно, речь.

А прекращать травлю нам пришлось радикально. Мы перевели Наташу в другую школу. В её новом классе нет культа престижных вещей и, похоже, никто никого не травит. Зато в прежнем классе появился новенький, которого тоже начали жестоко травить. Значит, дело не конкретно в моей дочери! Бывшая Наташина учительница в отчаянии и в растерянности. Она действительно не знает, как переломить массовую агрессию, направленную на того, в ком признали жертву.

К сожалению, травля в подростковых коллективах становится всё более изощрённой. Что могут сделать взрослые (и учителя, и родители), чтобы такие ситуации возникали как можно реже, а если всё-таки начались, чтобы купировались в самом начале? И как себя вести новичкам в классе, чтобы не стать объектами для нападок?
Елена Николаевна.

— Чтобы существовать и развиваться, каждый коллектив нуждается во внешних и внутренних «неприятелях» (обычно чем больше внешних, тем меньше внутренних). Кроме того, многое зависит от изначальной агрессивности коллектива. Если она высокая (например, армия или «зона»), то «врагов» будет предостаточно как внутри него, так и снаружи. Если коллектив менее агрессивен, ему вполне может хватить одного-двух внешних объектов, на которые можно относительно безопасно сливать накопившееся раздражение (кто из нас не любит поругать правительство, сидя на своей кухне?).

Стать козлом отпущения в агрессивном коллективе очень легко. Для этого даже не обязательно делать что-то, отвергаемое всеми. Часто бывает достаточно определенных личностных особенностей, с которыми мы рождаемся на свет.

Всех людей условно можно разделить на две категории: практики и теоретики. Практики более уверены в себе. И на ногах они стоят прочнее, потому что в своей жизни оперируют простыми, понятными, осязаемыми предметами и понятиями, которые можно увидеть, пощупать, понюхать. У теоретиков цикл развития намного продолжительнее. Они вообще рождены для работы с явлениями, находящимися за гранью непосредственного восприятия нашими органами чувств. Теоретики «заглядывают за горизонт», где все находится в «размытом» и «неоформленном» виде. Из таких людей со временем получаются ученые и художники, в своих творениях намного опередившие время. Даже в расцвете своих сил они часто остаются непонятыми и отвергаемыми обществом. Что уж говорить о том периоде, когда они только вступают на свой путь (детство, отрочество, юность)? Именно дети-теоретики чаще всего и становятся «изгоями» в коллективах, переполненных агрессией.

Если подобная травля уже началась, возможно, лучший способ её купировать — это перевести ребенка в более мягкий коллектив. Каждый садовод знает, что есть культуры, предназначенные только для тепличного выращивания. В этом случае стимулируется преимущественно развитие плодов, а не колючек. В бизнесе существует такое направление — тимбилдинг (построение команды/коллектива), где подбираются люди не только с необходимыми профессиональными навыками, но и с соответствующими характерологическими особенностями. К сожалению, у нас школьные классы пока еще не составляются с учетом характерологических особенностей детей...

Если перевести в другой класс не получается, проведите своего рода «курс молодого бойца»: научите ребенка минимальным приемам физической и психологической защиты, чтобы он смог выжить как личность. Но всё же не ставьте перед тем, кого травят, цели побить всех, захватить лидерство в классе. Напротив, научите его партизанской тактике: быть по возможности незаметным и неуловимым, но если тебя «схватили» — стоять до конца. Загнанная в угол крыса, знаете ли, — самый страшный зверь! Используя такую тактику, можно многого достичь. Не исключено даже, что она поможет «затравленному» развить у себя какое-либо уникальное дарование. И это уже будет конкретное достижение, способное повысить как собственную самооценку (что сделает ребёнка еще более защищенным), так и восприятие его в глазах одноклассников, особенно если высокую оценку даст человек, имеющий реальный авторитет для большинства школьников в классе.

И всё же. Стоит помнить, что из ребенка-теоретика может получиться выдающийся военачальник и полководец, но не грубый «боевик». Не перегибайте палку, не расходуйте все силы только на выработку приемов борьбы. Помните: борьба с сорняками не должна замещать собой заботу о развитии ценных культур!

Фотографии статьи
048-32.jpg