Материнская инспекция
На этот раз доклад главы оборонного ведомства никак нельзя было назвать традиционным, хотя его основной темой, как и всегда, было строительство Вооруженных сил, их нынешнее состояние и намечаемые перспективы. Министр сообщил, что недавно утвержденная президентом Государственная программа вооружения на 2007 — 2015 годы предусматривает бюджетные ассигнования в пять триллионов рублей и новые образцы системы вооружения армии уже разработаны и начали поступать в войска. Что на всех потенциально опасных направлениях созданы «необходимые и самодостаточные группировки войск». Что в следующем году завершается федеральная целевая программа по переводу на контракт многих соединений и воинских частей. В результате две трети наших Вооруженных сил станут профессиональными. Что денежное довольствие военнослужащих в ближайшие два года вырастет не на ранее запланированные 67, а, возможно, на 77%. Что наконец к декабрю 2006-го армия получит 40 тысяч квартир, а в следующем году рассчитывает получить еще 44 тысячи.
Но этим, безусловно, очень важным вопросам была посвящена лишь первая часть выступления. А вот затем министр обороны неожиданно для собравшихся генералов и старших офицеров повел речь не о военной технике и не о воинских соединениях, которыми, казалось бы, должны мыслить об армии военачальники такого уровня, а о конкретных людях, служащих в ней. Сергей Иванов сказал: «Главное для нас — люди». И затем развил свою мысль, потребовав не снижать усилий для уменьшения случаев гибели и травматизма среди военнослужащих, борьбы с армейской преступностью, повышения социального статуса защитников Отечества.
По убеждению министра, к решению этих задач надо активнее привлекать общественность. Сергей Иванов уже подписал приказ о создании при его ведомстве Общественного совета, в который войдут авторитетные и уважаемые в нашем обществе ученые, деятели культуры, представители общественных организаций, в том числе правозащитных. И в первую очередь совет будет следить за тем, как соблюдаются права и свободы российских граждан в поле деятельности Министерства обороны.
Но это как бы «взгляд сверху». Не менее важно, считает Иванов, организовать гражданский контроль над Вооруженными силами и «снизу». Эту обязанность могут и должны взять на себя родители солдат, проходящих службу по призыву. «То есть те, чьи дети в данное время служат в армии и на флоте, и прежде всего самая бескомпромиссная их половина — матери».
Надо отметить, что первый раз министр обороны озвучил эту идею примерно неделю назад, во время посещения 1-й бригады связи, дислоцированной под Москвой. Теперь у Сергея Иванова был готов план ее реализации. Причем, знакомя собравшихся с ним, он подчеркнул: «Это касается любого руководителя, имеющего в подчинении солдат по призыву, и прежде всего заместителей командиров по воспитательной работе. Я уже дал указания оперативно подготовить нормативно-правовые документы».
Далее глава военного ведомства назвал те конкретные формы, которые следует использовать в работе. Прежде всего это информирование родителей о состоянии детей, об условиях их службы и жизни. «Каждая мать солдата имеет право знать, где и как служит ее сын».
Второе, это родительские инспекции. У всех желающих должна быть возможность своими глазами увидеть, как организован быт их сыновей.
Третья форма — участие родителей солдат в жизни воинской части. Например, они могут присутствовать на совещаниях, где обсуждаются вопросы состояния воинской дисциплины и правопорядка, социально-бытовые проблемы.
И, наконец, участие родителей солдат в работе призывных комиссий. «Я уже распорядился подготовить письма главам субъектов Федерации, в которых мы настоятельно рекомендуем им включать в состав этих комиссий представителей родителей солдат». Именно солдат, а не призывников, отметил Сергей Иванов. По его мнению, мимо такого гражданского контроля не проскочит не только ни одно нарушение функционера в комиссии или военкомате, но и ни одна симуляция призывника.
А потом министр обратился непосредственно к родителям: «Если интересующие вопросы не касаются секретности, мобилизационной готовности или боевой подготовки — проверяйте, инспектируйте, предлагайте, помогайте. Такой шаг просто не может не дать положительных результатов».