USD 81.5478 EUR 94.9351
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Кто идёт, а кто едет: современные Филипки

Инна ВОЛОШИНА
Не попали в салон школьного автобуса. Ждем следующий рейс. На улице ноль градусов, сыро. Можно, конечно, вернуться в школу и там сидеть делать уроки, забыв про отдых и обед. А что, это разве ненормально? Так поступать советуют учителя. Им жалко своих подопечных, но сделать они ничего не могут. Фото предоставлено родителями одного из учеников школы
Не попали в салон школьного автобуса. Ждем следующий рейс. На улице ноль градусов, сыро. Можно, конечно, вернуться в школу и там сидеть делать уроки, забыв про отдых и обед. А что, это разве ненормально? Так поступать советуют учителя. Им жалко своих подопечных, но сделать они ничего не могут. Фото предоставлено родителями одного из учеников школы

Почему дети, проживающие на территории Криводановского сельсовета, пропускают школу?

«Ура, мне хватило места, мама!» — чтобы уехать домой из школы, а то и чтобы в нее попасть по межпоселковому бездорожью, детям приходится нешуточно конкурировать. Учебный год начался больше месяца назад, но ученики школы № 24 в селе Марусино испытывают большие проблемы с подвозом на уроки.

Иной раз приходится «брать» школьный автобус штурмом либо брести пять-семь километров пешком — по грязи, под дождем и снегом. И вовсе не по тротуару, а по гравийке, спрыгивая на обочину, когда появляется транспорт. В том числе грузовой.

В темноте по полям

Вернемся в 1 сентября. Сколько было радости, когда в Марусино по нацпроекту «Образование» возвели новое здание школы № 24 на 550 мест. Школа — красавица. На территории Криводановского сельсовета, куда входит Марусино, активно идет индивидуальное жилищное строительство, новые поселки и микрорайоны растут как на дрожжах, чему остается только радоваться. В свои дома заезжают семьи с детьми, и новая школа была необходима. Но до нее, как выяснилось, надо еще добраться.

С начала учебного года по нарастающей в редакцию «Советской Сибири» стали поступать тревожные звонки от родителей. Как выяснилось из родительского чата, на подвозе в школу № 24 числится почти четыре сотни учеников, точнее, как следует из ответа минобразования, — 453! В распоряжении школы есть КАВЗ на 34 места и микроавтобус на 19 мест. Нетрудно посчитать, что для того, чтобы подвезти всех, им надо сделать как минимум восемь рейсов, а потом еще столько же обратно. Ведь не все родители могут подвезти ребенка на уроки, а уж забрать и доставить домой после уроков — практически никто. В непогоду иные ребята вовсе не приходят в школу, потому что не сложилось попасть на подвоз.

Как правило, дискуссия о том, кто поедет первым домой, заканчивается в пользу младших школьников. Тем, кто учится в средних, а тем более в старших классах, приходится топать пешком. Нынче это совсем уж некомфортно, хотя и по теплу было так себе глотать пыль. И небезопасно. Просто нужно представлять маршрут. Общественный транспорт между поселками не ходит. Гравийка пролегает по пустырю. Здесь нет освещения. Жалкие фигурки школяров мелькают ранним утром в свете фар. Дорога местами пересекается с технологической трассой, по которой идут мощные грузовики. Словом, пешие прогулки в школу и обратно — никакая не альтернатива автобусной доставке.

На подвозе больше, чем предполагалось

Чтобы разобраться в ситуации, помочь и детям с родителями, и школе справиться с возникшей проблемой, «Советская Сибирь» обратилась с запросами в областные министерства — образования и транспорта, а также в Криводановский сельсовет. Ответы пришли достаточно быстро, но решения в них мы не нашли.

В частности, как справедливо вроде бы заметили министры, организация перевозок обучающихся в образовательное учреждение относится к полномочиям органов местного самоуправления. В связи с этим и рекомендациями региональных органов государственной власти редакция направила запрос «по адресу» — в администрацию Новосибирского района, где, как предполагается, есть ответ на вопрос относительно перевозок обучающихся в образовательное учреждение.

040-21-02.jpg

Маленький эпизод из родительского чата по поводу подвоза в школу: со стороны ответственного за подвоз выступает, кстати, не администрация образовательного учреждения, а транспортная организация, и с ней диалог не складывается. Те, кому должно разрешить проблему, не видят бушующих в переписке страстей и спят спокойно. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Еще одна деталь смутила. «Подвоз 453 обучающихся МБОУ «Марусинская школа № 24» осуществляется в две смены на двух единицах школьного транспорта «Луидор 2250N6» (19 мест) и КАВЗ 4238-45 (34 места), в том числе из микрорайона Благое села Марусино, — следует из ответа. — Министерство образования Новосибирской области оказывает меры поддержки органам местного самоуправления в части ежегодной поставки школьных автобусов. Так, в 2024 году для организации подвоза обучающихся Новосибирскому району Новосибирской области были переданы девять школьных автобусов, в 2025 году — три школьных автобуса».

Хватает ли этого транспорта? Очевидно, нет. И даже еще один микроавтобус, который, как обещает администрация школы родителям в чате, будет запущен на маршрут с появлением водителя, не восполнит дефицита. Родителям даже предложили найти желающего сесть за баранку школьного автобуса!

Прежде чем автобус пускать, надо дорогу сделать

Вообще, в этой истории с марусинским подвозом нехорошо все: и нехватка автобусов, и сам маршрут, и позиция местных чиновников по отношению к нуждам маленьких жителей новых поселений. Это следует из письма министра образования региона Марии Жафяровой: «По информации администрации Новосибирского района Новосибирской области было проведено предварительное обследование дорожных условий автомобильных дорог в микрорайоне Благое, предложенных жителями к включению в школьный маршрут. По результатам обследования выявлено, что предполагаемый школьный маршрут не соответствует нормативным требованиям. В настоящее время на участках улично-дорожной сети, по которым предлагается продлить школьный маршрут, недостатки не устранены. После устранения недостатков и повторного обследования будут приняты решения об изменении схемы движения школьных автобусов. С целью решения данного вопроса министерством образования Новосибирской области направлены письма в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, администрацию Новосибирского района Новосибирской области о принятии мер по решению вопроса транспортной и пешей доступности обучающихся».

Это уже привычно: в новых поселках жители сами финансируют асфальтирование дорог. Процесс очень небыстрый. Но речь даже не о том, чтобы чуть не от каждого дома забирали ребят. К слову, дети из Благого готовы топать до ближайшей точки, где их в состоянии подобрать автомобиль. Да, и по распутью, по уши в грязи, лишь бы забрали. Хоть в галошах готовы топать. Только непонятно, почему этот вопрос вообще стоит? Ведь как белый день и не вчера было ясно, что ситуация сложится именно так: сотни новых домов и семей, новая школа для нескольких населенных пунктов.

Вы спросите, какова позиция муниципалитета? На запрос «Советской Сибири» в Криводановском сельсовете пообещали дать развернутый ответ позже. Также посоветовали связаться с директором школы № 24 Татьяной Габидулиной, которая, конечно же, в курсе ситуации, сложившейся со школьными автобусами. Та тоже указала на транспортный отдел администрации Новосибирского сельского района, откуда сама, видимо, ожидает реакции. «Я не отвечаю за подвоз», — поставила точку руководитель образовательного учреждения.

Что ж, все дороги ведут в администрацию района, откуда и мы будем ждать ответа. А снег идет. Новая современная школа сияет огнями. И ее ученики, как герой бессмертного произведения Льва Толстого «Филипок», идут на свет знаний по осенней распутице. Ну или соревнуются за места в транспорте. Кому повезет, того и повезут.