USD 81.4967 EUR 95.6382
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Визит к динозавру, или Наши в Поднебесной

Инна ВОЛОШИНА
Студенты НГУ вместе с преподавателями Пекинского университета на «Золотом гвозде». Фото предоставлено Анастасией ­Помешкиной
Студенты НГУ вместе с преподавателями Пекинского университета на «Золотом гвозде». Фото предоставлено Анастасией ­Помешкиной

Как студенты-геологи НГУ поехали на практику в Китай и с какими впечатлениями вернулись домой

Отель вместо палатки, экзотические блюда вместо тушенки, комфортабельные автобусы вместо грузовика, а также уникальные палеонтологические и геологические артефакты — такой была летняя полевая практика для студентов-геологов, организованная Пекинским университетом.

Как известно, будущие разведчики недр проходят учебную практику дважды — после первого курса и после второго. Если говорить конкретно о геолого-геофизическом факультете Новосибирского государственного университета, то после первого курса студенты практикуются по общей геологии на Алтае, а после второго — по структурной геологии и геологическому картированию, а также по геофизике на геологическом полигоне «Шира» в Хакасии.

Суровые сибирские геологини

А нынче геологическая съемка и геофизика дополнились палеонтологией, седиментологией и стратиграфией. В столицу Поднебесной отправился десант из НГУ. Но обо всем по порядку.

— Идею съездить на стажировку в Китай подбросил нам наш руководитель практики, доцент кафедры исторической геологии и палеонтологии Александр Игольников, — рассказывает одна из практиканток, студентка третьего курса ГГФ НГУ Анастасия Помешкина. — Чтобы попасть туда, требовалось в первую очередь желание, а также наличие необходимых документов. Понятно, что в первую очередь предлагали студентам, чья специализация — палеонтология и региональная геология. Я собираюсь стать геофизиком, но решила, что мне такая практика будет полезна, так как для любого геолога важна насмотренность.

В итоге в Китай отправились девять человек — восемь студентов и руководитель группы, аспирантка Маргарита Лузан. И так уж вышло, что среди них был только один парень. А говорят, геология — мужская профессия. Впрочем, это давно уже не более чем стереотип.

Особенности национальной кухни

По словам Анастасии, китайская стажировка отличалась от российской учебной практики примерно как небо от земли. Российские студенты-геологи что на Алтае, что в Хакасии находятся в условиях, приближенных к экстремальным: живут в палатках, пищу готовят на костре, каждый день проходят по 15 километров в маршрутах. Словом, все как в жизни. В Поднебесной, оказывается, все не так.

— В первый день, когда прилетели в Пекин, мы отправились в университет, на факультет наук о Земле и космосе — так у них называется геофак, посетили прекрасный музей, — вспоминает Анастасия. — На следующий день вылетели в провинцию Гуйчжоу, где провели две недели. Нас размещали в отелях категории не ниже трех звезд. Передвигались везде на автобусах.

039-14-03.jpg

Этот динозавр, конечно, всего лишь музейный экземпляр. Но, по мнению студентки третьего курса ГГФ НГУ Анастасии Помешкиной, выглядит совсем как настоящий. Фото предоставлено Анастасией Помешкиной

Да уж, контраст разителен. В палаточном лагере насчет удобств не очень. Баня по субботам, а в остальные дни, придя с маршрута, можно помыться в ручье, температура воды в котором круглый год плюс семь. Ну или в горном озере, до которого еще дойти надо.

— Питались в основном в ресторанах местной кухни. Мы, будущие геологи, народ не капризный, едим все. Но один раз нам подали хого — это кипящая прямо на столе кастрюля с недопереваренным содержимым желудка коровы. Никто из нас не смог это есть — откровенно говоря, и не пытались. Впрочем, такое было только один раз! — делится впечатлениями студентка.

Знакомьтесь, гуйчжоузавр!

Но главное, конечно, не бытовой комфорт, а знания. По словам руководителя группы, аспирантки НГУ Маргариты Лузан, в провинции Гуйчжоу располагаются два лагерштетта — уникальные места окаменелостей, где благодаря особым условиям хорошо сохраняются не только твердые части скелетов, но и отпечатки мягких тканей животных и растений.

039-14-04.jpg

Фото предоставлено Анастасией Помешкиной

— Мы изучали последовательности пород и наблюдали изменения в установках осадкона­копления, включая разрезы с угольными прослоями, — рассказывает Маргарита. — Известно, что угли образуются в континентальных условиях, а рядом с ними встречаются известняки, формирующиеся в морских шельфовых условиях. Мы находили различные следы древней жизни — брахио­поды, фораминиферы и минеральные образцы. Было очень интересно!

Действительно, в провинции Гуйчжоу можно увидеть самые разные окаменелости, от небольших одноклеточных «ракушек» фораминифер до динозавров. Кстати, один из динозавров, найденных тут, назван в честь провинции — гуйчжоу­завр. Он жил 250 миллионов лет назад, был мелкой морской рептилией и питался рыбой, которую захватывал загнутыми назад зубами. Да, не все динозавры были огромными и грозными, как знаменитый тирекс. Была и мелочь длиной 15–30 см.

Трудности перевода

По словам участников стажировки, определенные сложности доставлял языковой ­барьер. Не все студенты НГУ и преподаватели Пекинского университета в достаточной мере владели английским языком, чтобы понимать друг друга. К счастью, в группе оказался переводчик с китайского.

— Мне всегда легко давались языки. Поэтому я выбрала китайский в качестве второго иностранного языка в университете, — говорит студентка третьего курса ГГФ НГУ Татьяна Лысова. — Сейчас я владею языком на среднем уровне, поэтому смогла помочь моим друзьям. Я будущий палеонтолог, поэтому практика в Китае была для меня очень полезна. Мы смогли воочию проследить историю развития жизни на Земле за очень долгий период, фактически с момента ее зарождения до времени динозавров. Меня поразило многообразие увиденных нами геологических и палеонтологических артефактов. После окончания стажировки преподаватели Пекинского университета приглашали нас продолжить образование у них, например, поступить в магистратуру, поработать в лаборатории. Я всерьез думаю над этим предложением, тем более что изучаю китайский язык. Это открывает дополнительные возможности.

039-14-02.jpg

Студенты геолого-геофизического факультета НГУ изучают разрез свиты ­Тангбгоу каменноугольной системы, содержащей останки кораллов, моллюсков и трилобитов. Фото предоставлено Анастасией Помешкиной

Но во что же обошлось нашим студентам путешествие в Поднебесную? По словам Маргариты Лузан, все расходы по проживанию, питанию, перемещению внутри страны взяла на себя китайская сторона. Нашим осталось лишь оплатить билеты до Пекина и обратно, а также визы — тогда их еще не отменили.

Теперь к нам, в Хакасию

Стоит отметить, что руководство Пекинского университета высказало заинтересованность в проведении геологической практики для своих студентов. Если все пойдет как надо и необходимые договоренности будут достигнуты, то уже в этом учебном году китайские студенты посетят геологический учебный полигон НГУ «Шира» в Хакасии. Интересно, как им понравится жить в палатках в условиях горно-таежной местности, где даже в июле после захода солнца температура неизменно опускается до плюс пяти градусов?

— И все-таки, если говорить в целом, у нас практика более качественная, знания, которые там получают студенты, необходимы каждому специалисту, особенно тем, кто выберет не науку, а производство, — считает Маргарита Лузан. — На любом месторождении надо уметь посчитать запасы, например. Но в Китае прекрасное геологическое наполнение, мы очень многое смогли увидеть за такое короткое время, замечательные музеи, в которых хочется обязательно побывать снова. Вообще, у меня создалось впечатление, что у нас учат более конкретным вещам, а у них дают знания, так сказать, для общего развития.