USD 100.0324 EUR 106.2024
 

Шляпных дел мастерица Пяткова

Маргарита РЕВЗИНА
Доходный дом Пятковой по улице Коммунистической, № 23. Официальный памятник деревянного зодчества с 1987 года (по решению облисполкома № 53). Построен в период с 1905 по 1906 год. Габариты: 17 х 13,6 м. Здание поставлено на кирпичный фундамент, переходящий в невысокий кирпичный цоколь. Стены бревенчатые, рубленные в «лапу» и обшитые тесом. Западная стена, выполняющая функцию брандмауэ­ра, кирпичная. Завершает здание вальмовая четырехскатная крыша стропильной конструкции. Декор наличников окон, фриза и карниза типичен для деревянного зодчества дореволюционного Новониколаевска. Плоскость верхней и нижней досок украшена пропильной резьбой — стеблями растений с вазой в центре, в которую поставлена шишка — сибирский элемент декора. Есть сведения, что в томском архиве хранятся эскизы этих деревянных орнаментов, сделанные рукой самой Пятковой.
Доходный дом Пятковой по улице Коммунистической, № 23. Официальный памятник деревянного зодчества с 1987 года (по решению облисполкома № 53). Построен в период с 1905 по 1906 год. Габариты: 17 х 13,6 м. Здание поставлено на кирпичный фундамент, переходящий в невысокий кирпичный цоколь. Стены бревенчатые, рубленные в «лапу» и обшитые тесом. Западная стена, выполняющая функцию брандмауэ­ра, кирпичная. Завершает здание вальмовая четырехскатная крыша стропильной конструкции. Декор наличников окон, фриза и карниза типичен для деревянного зодчества дореволюционного Новониколаевска. Плоскость верхней и нижней досок украшена пропильной резьбой — стеблями растений с вазой в центре, в которую поставлена шишка — сибирский элемент декора. Есть сведения, что в томском архиве хранятся эскизы этих деревянных орнаментов, сделанные рукой самой Пятковой.

В Новосибирске немало домов, которые, как биографические книги, могут рассказать о своих владельцах и жильцах самое сокровенное. Но один двухэтажный особнячок притягивает взгляд своей особенной нарядностью, кружевной резьбой, изяществом пропорций. Этот дом какой-то... женский. Речь пойдет о доме № 23 на улице Коммунистической. Владелицей его была мадам Пяткова — личность загадочная, одиозная, хотя бы потому, что пользовалась славой авантюристки, была крута нравом и умела делать деньги из воздуха. А еще она умела делать шляпки, да какие!

Если прогуляться по самой старой части города, откуда он и начинался, можно погрузиться в атмосферу Новониколаевска начала двадцатого века. Особенно остро это соприкосновение с прошлым почему-то чувствуется в ясные дни бабьего лета, когда осеннее солнце своим мягким светом освещает старые дома, в окнах которых отражаются алые гроздья рябин. И кажется, сейчас из такого дома выйдет дама в высокой шляпе и неспешно отправится на прогулку по улице Гудимовской (ныне Коммунистической). До революции улица состояла сплошь из купеческих домов, принадлежавших зажиточным гражданам — Когану, Розенфельду, Мировичу, Бейлину. И среди них уверенно обос­новалась дама — Мария Николаевна Пяткова.

Бизнесвумен своего времени

Пока в Европе и Америке женщины отстаивали свои права, создавали феминистские и суфражистские движения, в России, а в Сибири особенно, дамы могли вести свое дело и преуспевали на этом поприще не хуже мужчин. Вот и Мария Николаевна Пяткова сориентировалась на месте и создала шляпную мастерскую. Свое шляпное дело начинала она в старинном сибирском уездном городе Минусинске. Есть краеведы, утверждающие, что Пяткова никакая не минусинская мещанка, а купчиха второй гильдии из города Каинска. Вероятно, когда-нибудь историки докопаются до истины и, глядишь, даже портрет обнаружат. Вот бы взглянуть! Почему-то кажется, что такая женщина была и внешности незаурядной. Еще поговаривали, что она и вовсе приехала из Петербурга, закончив там знаменитые шляпные курсы, а почему в Сибирь — история умалчивает, но можно строить самые экстравагантные версии, зная авантюрный характер нашей героини.

042-27-02.jpg

Страница переводного журнала «Ворт», модные идеи которого вполне могли вдохновлять мадам Пяткову

А почему, собственно, авантюрный? Казалось бы, у мадам известнейший на всю Сибирь шляпный салон, сама она богатая владелица собственного бизнеса, молодая женщина с утонченным вкусом, вхожая в самые богатые дома. Ей сопутствует успех, ее шляпы нарасхват, дамы устраивают очереди, мануфактура и фурнитура для шляп приходит из Парижа и Петербурга. Дело идет в гору. Пяткова даже издает собственный рекламный каталог шляп и аксессуаров. Так в чем же авантюра?

В каталогах сибирской модистки, где красовались новомодные шляпы самых немыслимых фасонов, значилось, что предприятие Пятковой является Поставщиком Двора Его Императорского Величества — так отмечалось почетное звание ряда престижных торговых марок в Российской империи. Такая реклама работала безотказно, и от заказчиц не было отбоя!

042-27-03.jpg

Шляпы впечатляли размерами полей, крепились к пышным прическам с помощью специальных шляпных булавок, которые зачастую были произведениями ювелирного искусства

Но в один прекрасный день муж клиентки, какой-то высокопоставленный госслужащий, проявив интерес к прелестным картинкам шляпного каталога, вдруг узрел августейший портрет с подписью, что, мол, сию шляпку носит сама царица. Проявив служебное рвение, чиновник донес об этой вопиющей мистификации кому следует, и креативная модистка была осуждена за подлог, загремела под фанфары в острог, лишилась доходного дела и была обречена на позор.

Кто знает, как развивались бы события, не попадись на пути модистки Пятковой этот бдительный гражданин. Может, шляпный бизнес принял бы такой оборот, что и самой Шанели не снился, ведь та тоже начинала примерно в это же время со шляпной мастерской. Но нет, не случилось. Заплатив немалый штраф, отбыв короткое, к слову, наказание, Пяткова, видимо, приберегшая капитал, отправилась искать лучшей жизни в Новониколаевск. Была ли она замужем, сколько лет ей было — концы найти трудно, но зато доподлинно известно, что деловая жилка не дала сбоя на новом месте, и уже в скором времени непотопляемая Пяткова стала владелицей первых доходных домов, а себе построи­ла этот самый резной домик, так напоминающий кружевные поля модной шляпки.

Ах, какие были шляпки!

Может, никогда мода не будет больше такой роскошной, какой она была в начале двадцатого века. Шляпы изготавливались из самых ценных материалов — шелка, тафты, бархата, французской соломки, украшались п­ерьями экзотических птиц, бесценным мехом, муаровыми и атласными лентами, а шляпные булавки являли собой настоящие произведения ювелирного искусства. И в портфолио Пятковой наверняка были изумительные модели, ведь в ее арсенале могло быть самое лучшее шляпное сырье, которое запросто поставлялось в Сибирь из Европы.

042-27-04.jpg

Мода была крайне экстравагантной и крайне неудобной, но когда это останавливало модниц?

Но шляпками мадам Пяткова в Новониколаевске уже не занималась. Во всяком случае, с былым размахом. То ли санкции на нее наложили, то ли у нее самой возникло отвращение к моде, но занялась она здесь куда как более прагматичными делами — строительством доходных домов и сдачей их в аренду. Надо отдать должное Марии Николаевне — она знала, что делает.

В доме жила и она сама, и ее жильцы — служащие, врачи, учителя, торговцы, заезжие люди. Дом большой, места хватало. Нравы были строгие — за этим следили экономка и швейцар. По утрам жильцам подавался завтрак. Комнаты были нарасхват, так что хозяйка не бедствовала. Вероятно, могла заказывать теперь шляпки из самого Парижа. Всего у нее было целых пять доходных домов. Так бы и продолжался успешный новый бизнес Пятковой, если бы не революция с ее беспощадной экспроприа­цией. В 1920 году Пяткова исчезла в неизвестном направлении. Может, уехала из страны, прихватив капитал, или затаилась в глубинке, а может, и сгинула в горниле Гражданской войны. Увы, история умалчивает о судьбе этой женщины явно незаурядного ума и кипучей энергии.

В советское время дом приспосабливали под разные нужды. Здесь располагались органы суда и финансов, потом дом был жилым, затем стал частной школой. В здании не раз случались пожары, но каким-то мистическим образом кружевной фасад всегда оставался невредимым, словно в память о его владелице.

Теперь этот дом с такой интересной историей отреставрирован и по праву украшает собой тихий центр. И, проходя мимо, вспомним о фантазерке с золотыми руками и нешуточной деловой хваткой — Марии Николаевне Пятковой. Так что, выходит, шляпки — не просто мода, а целая судьба.