«Малютка» с боевым прошлым
Новосибирцы по копейкам собирали деньги на подлодку
В этом году исполняется 80 лет с момента спуска на воду легендарной подводной лодки «Новосибирский комсомолец». Субмарина, которую ласково называли «малютка», имеет большое значение для жителей Новосибирска, являясь частью славной истории города.
Спроектированную в ЦНИИ военного кораблестроения подлодку М-107 заложили под стапельным номером 304 на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне — Нижний Новгород) еще до начала Великой Отечественной войны — 30 октября 1940 года. Нападение Германии на Советский Союз приостановило работы, однако позже их продолжили, и 16 апреля 1942 года субмарину спустили на воду.
Лодку еще предстояло достроить. С этой целью молодежь нашего региона начала сбор средств. К 14 мая 1943 года сумма составила шесть миллионов 653 тысячи 367 рублей. Средства направили на достройку субмарины. Позже, 18 июня 1943 года, приказом Наркома ВМФ подводной лодке присвоили наименование «Новосибирский комсомолец». 24 июня 1943 года она вступила в строй, а 10 августа того же года вошла в состав Северного военно-морского флота.
Нашла покой на глубине
Как свидетельствуют исторические документы, за период службы в годы Великой Отечественной войны у подводной лодки «Новосибирский комсомолец» было четыре боевых похода. В результате было совершено три торпедные атаки и потоплен борт германского охотника Uj-1217.
Четвертый выход подлодки, начавшийся 2 апреля 1944 года, в район Конгс-фьорда стал для нее роковым. Спустя три дня противник обнаружил «Новосибирский комсомолец» и в течение четырех часов преследования сбросил на субмарину 56 глубинных бомб. В результате команде удалось оторваться и 9 апреля прибыть в порт города Полярного. Повреждения, нанесенные в ходе столкновения, не позволили судну дальше принимать участие в боевых действиях. Лодку перебазировали на Черноморский флот, где она вошла в состав отдельного учебного дивизиона.
В 1953 году М-107 вывели из боевого состава, переформировали в плавучую зарядовую станцию и поставили на прикол. А три года спустя исключили из списков судов ВМФ. Подлодка «Новосибирский комсомолец» была затоплена у Балаклавской бухты, где и покоится до сих пор.
Славное имя, присвоенное боевому кораблю в 1943 году, по традиции Военно-морского флота Советского Союза в 1980-м передали новой субмарине Северного ВМФ — Б-396. Таким образом, появился второй «Новосибирский комсомолец», который, кстати, также построили на заводе «Красное Сормово». В 1981 году лодку включили в состав 4-й эскадры Северного флота. За время службы субмарина, как и ее предшественница, совершала боевые выходы в Северную Арктику, Южную и Северную Атлантику, в Средиземное море.
После исключения из состава Военно-морского флота РФ в 1998 году «Новосибирский комсомолец» был выкуплен правительством Москвы, отремонтирован, перестроен и установлен в качестве памятника-музея в акватории Химкинского водохранилища. Торжественное открытие объекта состоялось в дни празднования 100-летия подводного флота России, в 2006 году. Корабль стал первым экспонатом музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России на Химкинском водохранилище в парке Северное Тушино.
По крупицам — на танки и подлодки
История «Новосибирского комсомольца» для жителей столицы Сибири не пустой звук. В годы, когда субмарину спускали на воду и отправляли на защиту страны, они очень активно поддерживали моряков Северного военно-морского флота.
И эта дружба началась задолго до боевых действий. С начала 30-х годов прошлого века на флот служить и работать отправлялись лучшие сибирские комсомольцы. В годы Великой Отечественной войны связь переросла в шефство. Новосибирцы поддерживали моряков финансово, отправляли продукты и необходимые вещи.
«Трудящиеся Новосибирска и области в честь 26-й годовщины Октября послали Красной армии 29 вагонов с подарками (13 вагонов были отправлены гвардейской дивизии сибиряков и 16 вагонов — подшефному Северному военно-морскому флоту)», — сообщала «Советская Сибирь» в октябре 1943 года. Вслед за гружеными вагонами ехали творческие коллективы.
Чтобы собрать средства на строительство «Новосибирского комсомольца», сибиряки приняли участие в патриотическом движении «За создание Фонда обороны». Деньги поступали буквально отовсюду: взносами становились однодневные заработки, премии, выигрыши по государственным займам и любые сэкономленные средства. Работа движения и связь моряков с сибиряками также находили отражение на страницах газеты «Советская Сибирь».
После спуска субмарины на воду 30 июля 1943 года наше издание разместило на страницах благодарственную телеграмму от командования Северного флота: «Сердечное спасибо трудящимся Новосибирской области за поздравления с десятилетием Северного флота. Ваша братская трудовая помощь укрепляет боевой дух моряков, усиливает их удары по врагу».
Кстати, на собранные в то время жителями Новосибирской области средства построили не только подлодку «Новосибирский комсомолец». Были и другие необходимые для фронта машины: бронепоезд «Железнодорожник Кузбасса», танковая колонна «Новосибирский осоавиахимовец», танк «Юный сибиряк», авиаэскадрильи «За Родину», «Боевая подруга» и самолет «Донор Сибири».
Cубмарина-памятник могла бы быть и у нас
Судьбу «Новосибирского комсомольца» можно считать счастливой — сегодня он занимает почетное место и принимает гостей, оставаясь частью живой истории. Часть такой же истории могла находиться на набережной Новосибирска. Всего несколько лет назад решалась судьба субмарины «Новосибирск», которую Минобороны России в 2016 году безвозмездно передавало городу.
Подлодку можно было доставить с Севера по Баренцеву морю через Обскую губу. Вопрос обсуждался мэрией и Новосибирским морским собранием. К транспортировке готов был подключиться и провести весь цикл работ судоремонтный завод города Полярного. Однако в последний момент город не нашел средств на дорогостоящую процедуру. В итоге подлодка осталась на причале в закрытом военном городе Полярном.
После неудачи операции по транспортировке субмарины межрегиональная общественная организация ветеранов «Союз Силовых Структур Родины» вышла с проектом установки небольшого памятника. Сегодня жители и гости города могут видеть на Михайловской набережной, а точнее в парке «Городское начало», мемориал морякам и речникам в виде большого якоря и нескольких памятных плит.