USD 82.9987 EUR 98.2994
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Земля и тяпки

Инна ВОЛОШИНА
Обычно на брошенных участках много хлама и сухой растительности. В любую минуту может вспыхнуть пожар. Фото: Андрей Заржецкий
Обычно на брошенных участках много хлама и сухой растительности. В любую минуту может вспыхнуть пожар. Фото: Андрей Заржецкий

Как повлияет на нерадивых собственников заброшенных участков вступивший в силу федеральный закон?

Теперь на дачном участке не должно быть зарослей выше одного метра и занимать они должны не более половины его площади, а жилой дом придется построить и зарегистрировать в течение семи лет. Но что же грозит тем, кто не выполняет требования закона? Будем разбираться вместе.

Бабуля преклонных лет, владелица шести соток в садовом товариществе «Снегири», что близ станции Жеребцово, уже третий год не появляется на своей фазенде. Из-за нелюдимого, да что уж там, склочного характера с соседями она не общалась, поэтому никто не знает, что с ней случилось, — контактов нет. Может, заболела тяжело или к детям переехала в другой город, а может, просто сил нет на дачу.

Если колосится бурьян

В отсутствие хозяйки на участке колосится могучий бурьян, а кое-где уже полезла молодая березовая поросль. Лишь ветер хлопает дверью пустой теплицы. И все бы ничего, да семена сорняков летят на соседские участки. К домику подведен электропровод — вдруг замыкание случится, а там и до пожара недалеко. Да и трубу поливную запросто может прорвать.

Возможно, кто-то этого не знал, но с 1 сентября вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации, определившее критерии участков, считающихся заброшенными. Постановление вышло в рамках начавшего действовать в марте федерального закона. Иными словами, государство наконец-то решило навести в этом вопросе порядок. И вовремя: в одной только Новосибирской области сегодня зарегистрировано 1366 садовых и 37 дачных объединений. Это более 400 тысяч участков и 32 тысячи гектаров земли. И лишь 68 процентов участков сегодня должным образом оформлено в собственность. А еще есть брошенные участки, выделенные под строительство, неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения и так далее. Где-то зияют пустые глазницы окон недостроя, где-то вместо дачного домика и баньки красуется автомойка. Словом, работы непочатый край.

Главная цель — навести порядок

— Главная цель законодательных изменений — не изъять брошенные участки, а привести их в порядок, — поясняет руководитель Управления Росреестра по Новосибирской области Светлана Рягузова. — Учет заброшенных участков раньше не велся. Но все мы понимаем, что разумное использование ресурсов необходимо, а земля — это ценнейший ресурс.

Как же определить, заброшен участок или нет? Теперь для этого есть четкие критерии. Освоить землю нужно в течение трех лет начиная с 1 марта нынешнего года или с момента возникновения права собственности. Под освоением понимается очистка от сорных растений, деревьев и кустарников, мусора и других загрязнений. А также осушение или, наоборот, увлажнение, если это необходимо. В некоторых случаях требуется рекультивация, которую тоже надо провести в течение трех лет. В этот срок необходимо также произвести планировку и выполнить земляные работы. Если всего этого вовремя не сделать, возникает риск лишиться участка.

Если земля выделена под строительство, то не менее половины участка должно быть свободно от различного мусора, в том числе строительного. Здание и сооружение нужно возвести и зарегистрировать в течение пяти лет, жилой дом — в течение семи лет. Если в силу каких-либо причин начатый объект пришлось законсервировать, то за ним тоже надо следить и содержать в порядке.

Война с одуванчиками

С землей, выделенной под сады и огороды, несколько проще. Там что-то строить необязательно. Но чистоту поддерживать все равно нужно — мусор не должен занимать более 50 процентов площади.

И, конечно же, земля не должна зарастать — нельзя, чтобы сорные растения «оккупировали» более половины участка. Причем высота зарослей не должна превышать одного метра.

Какие же растения считаются сорными? По словам Светланы Рягузовой, существует особый документ, в котором все они подробно перечислены. Председателям садовых товариществ неплохо было бы с ним ознакомиться. Кстати, в этот перечень входят и обыкновенные одуванчики. Так что владельцам дач, по весне любующимся ковром пушистых золотистых цветов, надо иметь это в виду и вести с милыми «захватчиками» самую беспощадную войну.

— В нынешнем году председатели садоводческих и дачных объединений стали чаще обращаться в Росреестр с жалобами на брошенные участки, — рассказывает Светлана Рягузова. — С начала года наши специалисты уже выдали 349 предостережений их владельцам, это значительно больше, чем в прошлом году.

Правонарушение и наказание

Что же грозит тем, кто пренебрегает законом и не хочет наводить порядок на своих сот­ках? Закон прописывает четкий алгоритм действий. Сначала специалист Росреестра или инспектор муниципального контроля выявляет нарушения и выдает владельцу предостережение. Кстати, для проверки совершенно необязательно выезжать на место — достаточно часто для этих целей используют беспилотники. Их не остановит даже трехметровый забор, дрон все увидит и зафиксирует.

Если владелец дачи не внемлет предостережению, наступает следующий этап — еще одна проверка и выдача предписания навести порядок. Если и это не помогло, на нерадивого собственника заводят дело об административном правонарушении, за которым следует наказание — размер штрафа стартует от 20 тысяч рублей. Кстати, скосить сотку травы триммером или газонокосилкой у нас стоит в среднем 300–500 рублей, в зависимости от расположения участка и его рельефа. Так что косить хотя бы пару раз за сезон однозначно выгоднее, чем платить штрафы.

В особо тяжелых случаях, когда собственник и на штрафы не реагирует, начинается процедура по изъятию земли. Дело это непростое и небыстрое. Росреестр передает документы, подтверждающие ненадлежащее использование участка, местным органам власти, а те, в свою очередь, имеют право обратиться в суд с иском о его изъятии. Когда судебное решение будет принято, землю выставят на публичные торги. После ее продажи и изъятия суммы всех издержек остаток денег вернут владельцу.

А есть ли границы?

Еще один важный момент. Несмотря на дачную амнистию, далеко не все участки Новосибирской области имеют установленные границы — законным образом отмежевано лишь 74 процента от общего числа. Остальные в правовом поле не существуют, их нельзя продать или даже хотя бы поставить на кадастровый учет. По словам Светланы Рягузовой, в некоторых районах области — Искитимском, Ордынском, Тогучинском и ряде других — сегодня ведутся комплексные кадастровые работы. Можно этим воспользоваться, чтобы сделать межевание. Ну или вызвать кадастрового инженера самостоятельно, так будет быстрее.

А как быть, если брошенный участок принадлежит, скажем, Министерству обороны или какому-то другому федеральному ведомству?

— В этом случае стоит обратиться с заявлением в Росреестр, — советует руководитель управления. — Наши специалисты проведут проверку, мы обратимся в структуру, которой принадлежит земля, и выясним, планируется ли ее дальнейшее освоение и когда. Возможно, скоро там начнется стройка или участок передадут муниципалитету. Если же владелец участка живет за границей и не проявляет никакого интереса к своей собственности, то, скорее всего, землю изымут и продадут.