Сенполии. Ответы без секретов

— Ольга Александровна, первый вопрос самый спорный и наболевший — о составе почвенной смеси для фиалок.
— Когда я только начинала разводить фиалки, часто обращалась к старой книге Макуни, где написано, что почва для деток должна быть очень бедная. Будучи человеком дисциплинированным, я все это приняла как руководство к действию. Не подкармливала, редко пересаживала, и росли они у меня хуже, чем хотелось. Сейчас анализирую и понимаю, что именно бедная почва дает плохие и рост, и развитие.
— А у более опытных фиалководов не консультировались?
— Спрашивала, но заметила при этом, что некоторые лукавят, и очень сильно лукавят…
— В том смысле, что стараются утаить какие-то свои секреты?
— Да. Поэтому стала сама искать свою смесь. Пробовала, ошибалась, добавляла уголь, вермикулит, мох, еще что-то... Как-то стала у меня в горшках земля спрессовываться, становиться как камень, не могу понять, в чем дело. Пришла к знакомой, она и говорит: «А я мох не добавляю, он, когда высыхает (не всегда же земля влажная), спрессовывает частички почвы». Вот она причина, почему земля как камень, а ведь мох советуют применять именно как разрыхляющую добавку.
— И к чему в итоге пришли?
— Третий год сажаю в почву на основе покупного грунта «Терра-вита» и очень довольна. Подмешиваю в нее либо вермикулит, либо перлит — то, что есть в продаже. В смесь для деток добавляю мох сфагнум. Если раньше ждала, чтобы деточка у меня выросла хотя бы за полгода, то сейчас она тот же путь проделывает за месяц. Приехала как-то коллекционер из Казани, у нее смесь состоит просто из мха и земли. Через месяц черенки уже дают детки и развиваются быстро, а раньше росли еле-еле, такие маленькие и несчастные.
— Для черенков тоже особая почвенная смесь?
— Для них делаю состав из мха и земли. Мох я режу на сантиметровые кусочки. Если он влажный, то сразу его мешаю с грунтом, если сухой, то сначала нарезаю, потом заливаю кипятком и смешиваю. Получается очень рыхлая земля.
— Как вы свои растения поливаете?
— Только когда почва подсохнет.
— Некоторые авторы рекомендуют, положить в качестве верхнего слоя почвы мох и, когда он высохнет, тогда и поливать.
— Я так не делаю, потому что сверху мох сохнет, а под ним может быть влага.
— А какой водой поливаете?
— Сначала поливала отстоявшейся, а сейчас просто теплой водой из-под крана.
— Вы ниспровергаете каноны, Ольга Александровна! Не страшно?
— Мне тоже было как-то не по себе, когда знакомая сказала, что поливает фиалки водой из-под крана. А у нее однокомнатная квартира вся в цветах — они везде, где только можно. Места свободного нет вообще, отстаивать воду для такого количества цветов попросту негде. У нее все было в очень хорошем состоянии, и я подумала — почему бы и нет? Лет пять прошло с тех пор, никаких изменений в худшую сторону со стороны фиалок я не почувствовала. Если было бы что-то не то, они бы уже дали знать. А мне стало значительно легче, потому что могу полить цветы в любую минуту.
— Как вы решаете проблему освещения растений, которые, конечно же, не помещаются на подоконниках?
— Применяю искусственное освещение. Вначале люминесцентные лампы у меня были обычные, с дросселями, от них были и гул, и жара. Даже листочки фиалок начали портиться от слишком высокой температуры. И вот недавно мы установили бездроссельные лампы. Сразу перестали греться полки, и теперь фиалки у меня совершенно изменились.
— Вы как-то рассчитывали лампы по мощности, по силе света? Или просто взяли подходящие по размеру?
— Мы просто купили стандартные лампы, и они у нас как раз подошли по размеру — 1 метр 36 сантиметров. Точно под наши стеллажи. Есть в продаже и маленькие, но это только для тех, у кого фиалки стоят в книжных полках или шкафах в один ряд.
— Часто для фиалок предлагают брать люминесцентные лампы с преобладанием красно-желтого, розового, розово-сиреневого спектра…
— Да, это, может быть, красиво, но очень уж они дорогие. И зачем мне это? Для обмана зрения? Чтобы было, как в магазине, где стоят специальные «красные» лампы, чтобы мясо казалось свежим и сочным? Потом приносим его домой и удивляемся тому, что купили. А это был просто эффект лампы. Так же и с цветами — розовый, красный спектры дают очень красивую подсветку. Наверное, это имело бы смысл для магазина, чтобы подать товар лицом, да и то было бы обманом и лукавством.
— А вообще, насколько наше восприятие цветущей фиалки зависит от освещения?
— Дневной свет, обыкновенная электрическая лампочка и люминесцентная лампа — все они дают разные оттенки. Стоит взять фиалку со стеллажа из-под лампы, поднести ее к окну, к яркому солнечному свету — покажется, что она совершенно другая. Особенно это касается красного цвета.
— Как вы успеваете пересаживать такое количество растений? У вас ведь не одна, не две, не десяток фиалок, а сотни сортов…
— Главное — не спешить. За один прием я могу пересадить порядка сорока горшков, но это занимает практически целый день. Это очень большая работа, ведь необходимо смешать все компоненты свежей почвы, аккуратно извлечь растение, как следует осмотреть корни, оборвать все лишние листочки... Начнешь торопиться, можешь повредить фиалкам.
— Вы каждый листик-черенок сажаете в отдельную емкость?
— Да, в каждом горшочке свой сорт и только один черенок. Они ведь и деточек дают совершенно по-разному — где-то их бывает много, а где-то всего одна; одни появляются быстро, а другие заставляют потомиться ожиданием. Вот этот листочек, например, сначала решил подрасти сам, но должен скоро дать детку.
— У вас тут такое количество укорененных листьев! Почему так много?
— Люди просят поделиться сортами. Красота ведь очень притягательна, а фиалки, по-моему, одни из самых красивых цветов.
— Но не легче ли делиться черенками?
— Многие, особенно неопытные или, если сорт капризный, боятся, что лист не приживется, погибнет. И я иду навстречу — сама довожу черенок до укоренения, выращиваю до появления деток. Да, это занимает немало времени и сил, да и место, отведенное цветам в квартире, ограничено… Но люди получают от моих фиалок такое удовольствие, что для меня это самая большая награда, лучшего уже и не сделаешь.
АКТУАЛЬНО

