Сентябрь — пора творения
 
				
— Я давно мечтала о новой книге стихов, адресованной маленьким читателям, — признается Нелли Михайловна. — «Взрослые» мои книги, несмотря на все нынешние сложности, время от времени выходили, а детской не было очень давно... Еще рада, что получилась она у художницы Любови Лазаревой такой яркой и, мне кажется, очень созвучной стихам.
А для читателей «Советской Сибири» мы публикуем сегодня подборку избранных стихов поэтессы с предисловием новосибирского — начинавшего как поэт — прозаика Геннадия Прашкевича. 
Это не закон, конечно, но поэт, видевший небо над ледяными якутскими гольцами, сухую бурятскую степь, бывавший в дацанах, под алтайскими «белками», на разливе Оби в ее нижнем течении, всегда будет говорить голосом, отличным от поэта, который никогда не покидал улиц родного города.
Я не говорю о категориях лучше-хуже.
Я говорю о том, что голоса поэтов всегда будут разными.
И дело здесь не в географии (хотя и она важна), скорее, дело в масштабе, в самой возможности сравнивать. У Нелли Закусиной, выросшей в семье геодезиста, широкие масштабы заложены в голову с детства, она их не замечает, она пользуется ими интуитивно, ощущая их просто как еще одно естественное добавление к отпущенному ей поэтическому дару. Если она видит полевой цветок, то замечает и голубизну неба над ним, а краешком глаза фиксирует и инверсионный след в небе  от самолета.
«Нельзя пошевелить цветок, звезду не потревожив».
«У сентября спокойное лицо», — написала Закусина в одном из стихотворений. Сентябрь для нее — месяц творения, это всегда ее месяц. Железнодорожная станция Могоча (Читинская область) мало кому известна, но известным место делает человек, эта станция подарила миру поэта. А вот строительный институт Нелли Закусина заканчивала в Новосибирске. Потом была Бурятия, был журнал «Байкал» эпохи своего расцвета, были многочисленные переводы с бурятского (среди них роман Барадия Мунгонова «Баян Зурхэн»), собственные стихи шли в «Сибирских огнях», в «Неве», в «Москве», в «Литературной газете».
В 1970 году Закусина вернулась в Новосибирск.
Какое-то время она еще в архитектуре, занимается планировкой и застройкой Нижневартовска, но приходит пора профессионализации: Нелли Закусину принимают в Союз писателей СССР, она работает в Западно-Сибирском книжном издательстве, крупнейшем по тем временам, затем в старейшем журнале страны «Сибирские огни».
Выходят книги.
«Мой светлый день» (1972),
«У сентября спокойное лицо» (1976),
«Непослушная кукла» (стихи для детей, 1978),
«Свет любви» (1979),
«Звезды в колодце» (1980), 
«Мой город золотой» (1981), 
«Белый снег, зеленая трава» (1984), 
томик избранных стихов в престижной «Библиотеке сибирской поэзии» (1987), 
«Зимние письма» (1990), 
«Избранная лирика» (1995), 
«По бесконечной реке» (2000), 
«У снега на краю» (2004).
В эти годы она много занимается поэзией народов Сибири (якутской, бурятской, тувинской, ненецкой). Болгарские, сербские, венгерские поэты благодарны Нелли Закусиной за ее прекрасные переводы. Собственные ее стихи появляются в Югославии, в Болгарии, в Польше, США...
Творчество Нелли Закусиной закономерно отмечено престижными литературными премиями им. Н. Гарина-Михайловского и В. Зазубрина. Поэзия ее полна нежности, тепла, понимания. Это поэзия чистого дыхания, не замутненная одышкой литературных дрязг. Мы ведь все постоянно говорим друг с другом, но не можем объясниться, потому что часто не понимаем собственных слов.
Но приходит поэт. И переводит.
Нежность на русский. Одиночество на латинский.
Вечный круговорот, вечные сомнения. Но «...где-то там была надежда... А значит — стоило идти».
* * *
Из всех земных противоречий,
хитросплетений благ и мук
в моей гортани
жаркой речи
рождается начальный звук.
Еще он слаб и неустойчив, 
но, проникая в жизни суть, 
он крепнет и, откровоточив,
готовится на высший суд,
на суд людской, через пороки, 
сквозь огражденья 
всех мастей, 
через кипящие пороги 
смятений грешных 
и страстей...
Пересекая зной и стужу, 
превозмогая смех и стон, 
и, песней вырвавшись наружу,
меня оправдывает он.
* * *
Под луной июньский дождь. 
Серебром траву прибило. 
Гром веселый прогремел.
Ах, как я тебя любила!
Как плясала под дождем.
Как от счастья сердце ныло. 
Сарафан насквозь промок.
Ах, как я тебя любила!
Ты кружил меня, смеясь. 
Ночь двенадцать раз 
пробила. 
Губы дрогнули твои.
Ах, как я тебя любила!
Чем запомнился мне дождь,
коль лицо твое забыла?
Сто дождей прошло 
с тех пор.
Ах, как я тебя любила!
* * *
Синие ночи, сочные травы, 
росы, рассветы.
Тихо костер меж берез 
догорает — 
кончилось лето.
В ворохе листьев ищу я 
напрасно 
лета приметы,
знаю я все, понимаю 
прекрасно — 
кончилось лето.
Разве вот город еще 
безмятежен, 
в зелень одетый,
только и он по осеннему 
нежен — 
кончилось лето.
Только друзья до сих пор
 вспоминают
песни, что спеты.
Спеть меня просят 
и не понимают —
кончилось лето.
Кончилось лето...
Куличок
Хвали свое болотце, куличок!
Отстаивай свое святое 
право 
любить камыш пожухлый 
и корявый, 
речонки мелководной 
тупичок. 
Хвали свое болотце, куличок!
Здесь ночью отражается
 звезда, 
теснятся диковатые 
кувшинки, 
поют ночами тонко 
камышинки, 
зеленовато стелется вода.
Храни свое болотце, куличок!
И пусть в ответ 
насмешливому свисту 
твой неподкупный, 
остренький зрачок 
посвечивает в заводи 
тенистой.
Храни свое болотце, куличок!
* * *
Еще когда по золотым полям
светил спокойно 
безмятежный август,
земле великодушной 
был не в тягость
мой светлый праздник,
но теперь земля
вдруг оскудела,
от ее щедрот
внезапно потянуло легкой
 пылью,
недавнее исчезло изобилье
за створами сентябрьских
 ворот.
И я, нелепая, о те ворота
 бьюсь,
еще полна и счастья, 
и отчаянья.
Поверить, что закрыто 
не случайно,
и оскорбить неверием боюсь
того, кому несла свои 
мечты,
надежды, радости, доверие 
и гордость.
Не оценив затворов прочных
 твердость,
ворот тесовых гулкой 
немоты,
еще с улыбкой я на скрип
 ворот,
пригладив волосы,
взметнула нежно руки!
В проеме злой, надменный
 взгляд старухи:
— Твоя любовь здесь больше
 не живет.
Дочь
Тени пошли длинней,  
лето перечеркнули. 
Несколько теплых дней 
выдалось нам в июле.
Словно все было вчера — 
солнце, вода рябая, 
по лесу стук топора, 
словно кукушка живая.
К вечеру по воде
дым расстилается, тает.
Столько костров!
И везде
люди к огню приникают.
Разно горят костры — 
пылко и сиротливо. 
Ходим, как две сестры, 
По берегам залива.
Чувствую я, как страх 
темной встает стеною — 
ищешь ты в тех кострах 
то, что потеряно мною.
Ищешь ты в том огне
вовсе не тайную тайну.
Хочется крикнуть мне:
«Не обожгись случайно!»
Мне твоя боль больней, 
радость моя и забота.
Сколько горит огней
волчьих до горизонта...
Только мои слова
вспыхнули, как былинки.
Только мои права —
сети из паутинки.
Искоса, извиняя,
глянула ты прощально
и обняла меня:
«Не обожгись случайно...
Перед утром
Наш лес пока еще не оскудел.
Птиц не убавилось. 
И травы не пожухли.
Горел вчера костер здесь 
до утра.
Сегодня был туман 
на редкость бел.
И угли серебристые потухли.
И птица встрепенулась:
 «Спать пора!»
Вавакай, перепелка! 
Ты — права. 
Пока росой не обожгло 
лодыжки, 
Пойти и нам бы 
под сухой навес.
Но так свежа осенняя 
трава! 
Легко земля предутренняя
 дышит. 
И нас еще не отпускает лес.
 
 EUR 93.3894
 EUR 93.3894 
 
             
         
        