USD 78.3129 EUR 91.0821
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Посевная венчурных проектов в Новосибирске

Лариса РАКИТЯНСКАЯ. Фото Бориса МОСКВИНА.
128-06.jpg
128-06.jpg



Альбина Никконен, исполнительный директор Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), привела такие цифры: из 100 опрошенных компаний 90% никогда не слышали о венчурных инвестициях; 9% слышали, но не планировали к ним обращаться; и лишь 1% опрошенных собирались обратиться или продолжать эту работу.

Причин такому незнанию много. А практическому преодолению подобного невежества была посвящена «Первая Сибирская венчурная ярмарка» в Новосибирске.

Одной из главных причин, отталкивающих компании от венчурного капитала, является требование инвестора стать полноправным совладельцем компании (как правило, активы делятся 50 на 50). Что понятно: вкладывать деньги в дело, не имея возможности потом их контролировать, не согласится в наше время никто.

Но, по словам той же Альбины Никконен, если при заключении венчурной сделки с инвестором предприниматель ощущает себя молодой невестой, изображенной на известной картине «Неравный брак», то после заключения венчурного союза следует слияние инвестора и предпринимателя — в «любовном экстазе». И не только потому, что без денег жить компании трудно, а развиваться вообще нельзя (нетерпеливые американские инвесторы предпочитают вкладывать в венчурные компании от 4 до 7 миллионов, желая получить прибыль, как можно больше и быстрее, европейцы от 700 до 1,5 миллионов долларов, размер средних российских инвестиций около 50 тысяч долларов). Но и потому, что инвесторы, больше зная о «подводных камнях» на пути бизнеса, не дадут предпринимателю совершить стандартных ошибок, надежно пришвартовав в конце пути корабль бизнеса к вожделенной пристани высоких прибылей и достижений.

Упаковка компаний
Впрочем, все вышесказанное — это уже счастливое перерастание легкой взаимной симпатии инвестора и предпринимателя в решение оформить серьезные отношения. До которого большинству сибирских разработчиков и владельцев — даже самых-самых передовых инновационных разработок — пока далеко. (Аналогия с любовным союзом прослеживается в венчурном инвестировании на всех этапах. Например, на самых первых стадиях существования предприятий финансовую поддержку ей оказывают так называемые бизнес-ангелы.)

Философии и практике венчурного инвестирования было посвящено много времени еще на этапе подготовки ярмарки. Той же работой занимались участники большинства семинаров, «круглых столов» и симпозиумов.

Награждая победителей конкурса венчурных проектов (на конкурс были представлены проекты медицинской, пищевой, химической, образовательной, технологической отраслей), инвесторы заявили, что полностью готовых венчурных проектов на ярмарке не было, но перспективы для дальнейшей работы есть. Члены жюри рекомендовали разработчикам уделять больше внимания презентациям, маркетингу и проработке экономической составляющей проектов.

Учитывая, что в судейскую коллегию входили председатель Попечительского совета венчурного Инновационного фонда, директор российской Венчурной ярмарки, руководители частно-государственных компаний «Troika Dialog Partners», УК «Мономах», к этому мнению нужно серьезно прислушаться.

Так называемые коучинг-центры (слово коучинг взято из спортивной практики — это нечто вроде тренерского сопровождения спортсмена), входящие в инфраструктуру венчурного инвестирования, как раз и должны помогать компаниям обретать такую привлекательность, перед которой не сможет устоять самый привередливый инвестор. Но, как и во многих других сферах деятельности, венчурная индустрия испытывает острый кадровый голод. Причем, как в венчурных предпринимателях, так и в венчурных менеджерах. И, само собой, в преподавателях, способных профессионально венчурному делу обучать.

Между прочим, на ярмарке руководителями РАВИ новосибирским вузам были совершенно бесплатно переданы адаптированные к российскому рынку европейские программы подготовки венчурных специалистов. За что они — новосибирские университеты и академии — горячо благодарили российскую Ассоциацию венчурного инвестирования.

Теме государственного частного партнерства и созданию условий для венчурного рынка было посвящено выступление Юрия Аммосова, начальника отдела развития механизмов частно-государственного партнерства Министерства экономического развития и торговли РФ. Татьяна Гордиенко, начальник отдела инновационного развития и инфраструктуры Федерального агентства по науке и инновациям РФ, также заслужила много благодарных слов за подробнейшее выступление, посвященное государственной инфраструктуре поддержке инноваций. Приведу ее слова:

— Важнейшей задачей государства является развитие национальной инвестиционной системы. Венчурная индустрия, как показала мировая практика, — один из наиболее сильных механизмов развития инноваций и развития экономики. Действующая с 2007 года федеральная программа по развитию научно-технологического комплекса России, создаваемая сейчас федеральная программа по развитию наноиндустрии способствуют развитию инновационных разработок.

Она же обратила особое внимание всех присутствующих на сайт Федерального агентства, где можно познакомиться с новыми конкурсами и подать заявки на участие в них.

Нет, наивных людей среди присутствующих не было. Достаточно сказать, что вопрос, который прозвучал после ее выступления, касался размеров государственных грантов, несопоставимых по величине с подобными, выделяемыми на разработку инновационных проектов в Японии, Европе и Америке... Тем не менее венчурные государственные фонды в России уже существуют, успешно работают и приносят ощутимую пользу. По словам Татьяны Гордиенко, благодаря внедрению венчурных проектов только за 2005 и 2006 год трудоустроены 4000 человек.

Вызов времени
Многие выступавшие на ярмарке говорили о том, что в ближайшие 2 года российский рынок захлестнет очень большая волна денег. Фигурировала цифра в 1 000 000 000 долларов. Если судить по сегодняшнему состоянию дел, поглотить эту сумму денег российский инновационный бизнес пока не готов (впрочем, проблема уменьшения новых технологических разработок остро стоит сегодня и на Западе). Альбина Никконен сказала на эту тему следующее:

— Венчурные капиталы играют лишь роль инструментов для развития бизнеса. Предприниматели — это герои венчурной индустрии. Мы надеемся, что в Новосибирской области — в регионе, богатом научными разработками, — появится большой пласт предпринимателей.

Что ж, выступление Геннадия Сапожникова, заместителя губернатора Новосибирской области, выступавшего с докладом «Об опыте развития инновационной деятельности в Новосибирской области», остановившегося на важном опыте нашей области по созданию кластера силовой электроники, внушает оптимизм. Геннадий Сапожников привел и цифру, которая этот оптимизм делает еще более основательным: по отчету Роспатента в Сибирском федеральном округе лидером по количеству инновационных научных разработок является Новосибирская область. Да и Кольцово, Академгородок, ВАСХНИЛ — на слуху в России. А в недалеком будущем в нашей области предполагается создание бизнес-инкубаторов и технопарковых зон при каждом вузе.

Выступление Александра Беляева, председателя комитета по развитию предпринимательства администрации Томской области, почти целиком было посвящено конкретным вопросам развития малого предпринимательства в Томской области, его финансированию в рамках областной программы. Многие положения томской программы развития инновационного малого предпринимательства показались присутствующим вполне достойными применения и у нас в области. Но для того и нужны встречи и конференции, чтобы использовать лучшие наработки других регионов! Нет сомнений, новый и важный опыт приобрели все участники «Сибирской ярмарки».

Фотографии статьи
128-08.jpg
128-07.jpg