Кто они, рейдеры-2

Большие надежды — большие разочарования
Окончательно разобраться в еще одной спорной теме — кто захватчик — поможет и судебное разбирательство по другому уголовному делу. Дату его начала объявят со дня на день.
На скамье подсудимых может оказаться Андрей Хританков, сообщают СМИ. Сын руководителя «Карачинского источника» Владимира Хританкова и сам далеко не последний руководитель группы предприятий, разросшейся вокруг скважин с «Карачинской».
Андрею Хританкову инкриминируют обвинение в самоуправстве. То есть в совершении с умыслом действий, которые нанесли ущерб другим гражданам или организациям. Под действиями понимаются установленные следствием факты самовольного распоряжения чужим имуществом. В эту строго юридическую формулировку укладывается криминальная история первого эпизода борьбы за «Карачинскую». В 2003 году Андрей Хританков вернулся из Англии. В Англии Андрей прошел курс сразу в двух вузах. Молодой менеджер с хорошим западным образованием подавал большие надежды, и его сразу назначили генеральным директором фирмы «Минеральная вода». Фирма занималась оптовиками «Карачинской», имела тех же совладельцев, что и предприятие в Чанах, и внушительные обороты.
Как следует из материалов уголовного дела, подающий надежды менеджер быстро проявил себя: в 2004 году вопреки принятому в фирме порядку приказал отгружать продукцию в компанию отца. Спохватившиеся акционеры уволили генерального директора. Но Андрей Хританков (уже не генеральный директор!) по-прежнему собирал с покупателей деньги, естественно, на счета отцовской компании. Эта уголовная коллизия и легла в основу судебного дела. С нее же началась долгая война акционеров «Карачинской».
«Источник» продали
Владимир и Андрей Хританковы в войне победили. Развили первый успех с перехватом товарных и финансовых потоков «Минеральной воды», действовали решительно и последовательно и в конце концов вывели других компаньонов из всех бизнес-схем «Карачинской». Уставшие от борьбы с мощным тандемом отца и сына, те решили, что полезнее для здоровья отойти в сторону и передать свои доли в бизнесе крупной финансово-промышленной структуре. Они нашли такую структуру, и новым совладельцем производства минералки стала компания «Карачинская вода» (ею управляют структуры консорциума «Альфа-Групп»).
Но Владимир и Андрей Хританковы тоже уже не владеют практически ничем на предприятии!
Долгое распутывание их хитроумных схем в судах, проведенное с участием адвокатской коллегии «РегионСервис», специализирующейся на антирейдерской защите, имеет следующий результат: суды подтвердили права оппонентов Владимира и Андрея Хританковых на основное имущество предприятия. Это все 17 гектаров земли, скважины, большая часть недвижимости, права на товарный знак «Карачинская», лицензия на добычу воды.
А на процессе еще и выяснилось: свои доли в бизнесе Владимир и Андрей Хританковы продали загадочному ООО.
Сделка тщательно скрывалась от властей области и коллектива завода. Правда, Александр Шевелев, юрист «Карачинского источника», неосторожно назвал журналистам покупателя — ООО «Вэст». О «Вэсте» ничего неизвестно. Не знают его телефонов, где офис и есть ли такой вообще. Единственная информация о фирме: никто из Хританковых не является ее акционером, а уставный капитал — 10 тыс. рублей — сопоставим со стоимостью ящика водки. Хританков-старший обозначил московской деловой газете «Ведомости» цену «Источника» — 100 млн долларов. Когда такой бизнес продали, у «РегионСервиса», естественно, появился новый фронт работы. Теперь надо распутывать, судя по всему, длинную цепочку сделок, чтобы в ее конце обнаружить чью-то хитро улыбающуюся физиономию. А опознав ее, ответить наконец на вопрос: кто они — рейдеры?
«Черная дыра» в Чанах
Ответ требуется знать и государству. В администрации области рассматривалась инвестиционная программа «Карачинского источника». Владимир Хританков просил большую финансовую поддержку — несколько десятков миллионов рублей. Но кто теперь вместо него может получить деньги от государства? Кто будет за них отчитываться? ООО с уставным капиталом 10 тыс. рублей? Владимир Хританков молчит. Он с сыном, судя по всему, работают теперь на анонимных покупателей своих долей. Без легитимного статуса эксплуатируют имущество завода, основную часть которого суды постановили считать собственностью других акционеров. А остальную часть продали сами. Качают воду, разливают в бутылки, продают по всей Сибири.
Кто получает прибыль? Сколько? Какие платит налоги? Опять нет ответа. «Черная дыра» в Чанах, виртуальный офф-шор.
По периметру завода громоздятся сторожевые вышки, забор опутан колючей проволокой, на КПП бдит отряд бойцов. По закону ЧОПы при заключении договора на охрану имущества обязаны удостовериться в том, что имеют дело с его законными собственниками. В Карачах дело обстоит ровно наоборот.
Регулярно руководители компаний и юристы «Карачинской воды» наведываются на КПП. Привозят кучу свидетельств на собственность и постановления судов, удостоверяющих их правомочность. Пытаются пройти на свою территорию и понять, что с их имуществом. Охрана не пускает, хамит, угрожает. От имени каких собственников бойцы стоят на страже, не говорят. Переговорить с их представителями не дают.
«Источник» закрыт даже для представителей государства. На завод не смог пройти сотрудник БТИ, хотя предъявил официальное предписание на проверку состояния и оценку имущества.
Сопредседатель адвокатской коллегии «РегионСервис» Сергей Учитель говорит:
— Акционеры к нам приходят, когда исчерпали все возможности — с ними не хотят говорить за столом переговоров, открыто попираются их права, закон, этика бизнеса. А на «Карачинской» ситуация дошла до абсурда. Дело уже не только в том, что одни собственники не признают права других. Давайте называть вещи своими именами. В Чанах некая группировка образовала внегосударственный анклав, вывела из-под юрисдикции Российской Федерации. И эта ситуация для нас принципиальная: мы хотим возвратить ее в правовое поле России.
Сопредседатель адвокатской коллегии «РегионСервис» Сергей Учитель:
— Акционеры к нам приходят, когда исчерпали все возможности — с ними не хотят говорить за столом переговоров, открыто попираются их права, закон, этика бизнеса. А на «Карачинской» ситуация дошла до абсурда. Дело уже не только в том, что одни собственники не признают права других. Давайте называть вещи своими именами. В Чанах некая группировка образовала внегосударственный анклав, вывела из-под юрисдикции Российской Федерации. И эта ситуация для нас принципиальная: мы хотим возвратить ее в правовое поле России.
* Начало см. в номере за 5 апреля 2007 г.