USD 78.7185 EUR 92.4138
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Моральные долги общества

Виталий ЗЛОДЕЕВ.



Впрочем, за последнее десятилетие прогресс произошел немалый, и такого бардака, как в 90-х годах, давно не наблюдается. Да и кадры, можно сказать, выкристаллизовались, ведь плохие, черствые люди здесь надолго не задерживаются.

«Точечная» реабилитация
Нам часто предлагают сравнивать разнообразные параметры уровня жизни и развития с европейскими странами и США. Если говорить об отношении к инвалидам, то между Россией и так называемым цивилизованным миром огромная пропасть. Хотя, откровенно говоря, ситуация, хоть и медленно, но меняется в лучшую сторону. Сужу хотя бы по тому, как ведется работа в Кыштовском районе.

Начальник районного управления соцзащиты Василий Никонов и директор комплексного центра соцобслуживания Александр Дроздецкий не без гордости показывали вашему корреспонденту отделение социальной реабилитации инвалидов, совсем «свежее», открытое в ноябре прошлого года. Посмотреть действительно есть на что.

Основное направление — помощь людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержками психического развития. То есть тем категориям, которым не только психологическая поддержка необходима, но и целый комплекс чисто медицинских мероприятий. Оборудованная по высоким стандартам сенсорная комната позволяет совмещать оба направления. Как сказала специалист отделения реабилитации Людмила Еремина, в ней есть все, что необходимо: сухой бассейн для развития координации у детей, ионизатор воздуха и ультрафиолетовая лампа, музыкальное сопровождение, с десяток всевозможных лечебных масел. По соседству тренажерный кабинет, стоивший 150 тысяч рублей. Большинство средств было выделено районными властями, но это тот случай, когда сожалеть о серьезных тратах нельзя.

По соседству расположена медико-социальная экспертиза, с помощью которой разрабатывается персональная программа реабилитации для каждого человека. Именно персональный, «точечный» подход к людям с ограниченными возможностями можно считать одним из главных достижений нашего общества за последние годы. Своего рода раздача моральных долгов.

«Неродной» родной дом
Следующий «пункт» в череде социальных объектов, напротив, можно считать одним из самых сомнительных «достижений» молодого Российского государства. Речь об отделениях милосердия, где доживают свой век брошенные старики. Детские дома были и в Советском Союзе, но к родителям тогда относились все же трепетнее и уважительнее. Случаи неблагодарности детей, конечно же, были, но не в таких масштабах. Сейчас же в какой район ни приедешь, по одному-два отделения милосердия там обязательно есть. Впрочем, это уже вопрос совести, которая давно не является «предметом первой необходимости». А для социальных служб выбора нет — если есть проблема, то ее нужно решать.

По словам заведующей отделением милосердия Марии Ениной, главная задача коллектива — создать по-настоящему домашний уют, которого так не хватало женщинам в последнее время. Насколько удается? Судя по всему — вполне успешно. Некоторые бабушки уходят из отделения милосердия в родные дома, но затем снова возвращаются, практически всегда. Ведь их чада либо в постоянном угаре, либо не хотят заниматься немощными родителями. Увы, такие времена...

Не гаснет детства огонек
Если старушки находятся на закате своей жизни, то обитатели детского приюта только начинают свой путь. Жаль, что именно вот так. Хотя никто из взрослых ситуацию не драматизирует, да она и не является таковой. Большинство родителей этих ребятишек не лишены своих прав, просто на данном этапе их жизни интерес к детям отошел на второй план. Для некоторых переселение ребенка в приют становится отрезвляющим. И если социальные работники отмечают прогресс в поведении родителей, то семья воссоединяется.

Самим детям в приюте хорошо — нормальное питание, отличные условия проживания — для приюта был выкуплен один из крупнейших особняков Кыштовки. По крайней мере, печальными и запуганными ребята и девочки не выглядят — в глазах их не гаснет огонек детства. И дай Бог, чтобы так было всегда. Вот только стоит ли подвергать их души такому испытанию?