USD 78.8354 EUR 93.0103
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Евроремонт квартиры и ремонт души

Наталья ЗУБРИЦКАЯ. Фото Сергея ДЯТЛОВА.



— Вы что, миленькие, задумали? Я не собираюсь продавать свою квартиру.

— Успокойтесь, все будет как надо.

Бабушку увезли на два месяца в санаторий, вручив ей путевку. А в ее квартире в это время стали делать ремонт. Причем очень хороший: выровняли косые стены, и даже горбатый потолок, натянув на него сетку и покрыв затем специальным материалом. В ванной стены выложили дорогим кафелем, цвета морской волны, с лепным бордюром. Заменили «картонные» двери на современные. Встроили шкаф-купе, на кухне поставили новый, сверкающий хромированными деталями, гарнитур.

Когда Лидия Ивановна вошла затем в свою квартиру, она ее не узнала. Хотела ахнуть, но не могла — комок застрял в горле. Кухня сверкает, «как игрушечка». Новая мебель радует глаз. Даже шторы куплены не какие-нибудь, а с ламбрекенами и другими «наворотами» — плод дизайнерской мысли.

Надо сказать, что эта бабушка — не просто бабушка, а бывшая учительница истории и директор школы №182, что была построена самой первой на малозаселенной тогда Затулинке. А люди, которые решительно распоряжались в квартире Лидии Ивановны, не какие-нибудь чужие, а бывшие ее выпускники. Навестив любимую учительницу перед ее юбилеем, они созвонились с другими бывшими однокашниками. Распределили обязанности: кто покупает гарнитур на кухню, кто делает встроенный шкаф, кто займется ремонтом.

Дирижировала предъюбилейными приготовлениями Елена Александровна Носкова, заместитель главы администрации Кировского района. Для Лидии Ивановны она была и осталась просто Леночкой, которая когда-то вместе с другими ребятами ходила с директором школы в походы по Северному Кавказу и Крыму. Они прошли все станицы, где остались следы боев, могилы легендарных «ночных ведьм», воевавших в женском Таманском краснознаменном Суворова III степени авиационном добровольческом полку.

«Ночными ведьмами» девушек, которым тогда было 16 — 28 лет, прозвали фашисты. Они хотели захватить Северный Кавказ, чтобы овладеть нефтеносными районами и оттуда прорваться к Москве, но отважный женский полк сумел защитить это направление. В Берлине даже была разработана специальная тактика борьбы с «ночными ведьмами». За каждый сбитый их самолет была объявлена высшая награда рейха — железный рыцарский крест, а также 10 дней отпуска. Настолько эти совсем молодые женщины им «насолили».

Напомним, что в конце 60-х годов школьники под руководством Лидии Ивановны обнаружили, что в Новосибирске живет одна из этих летчиц — Екатерина Филипповна Шипова. Из Татарского района нашей области ушла на фронт другая девушка — Ольга Самфирова, заживо сгоревшая в подбитом самолете ПО-2. Этот небольшой самолетик спроектировал еще в конце 20-х годов Николай Николаевич Поликарпов, окончивший Новосибирский авиационный техникум.

Вместе со своими школьниками Лидия Ивановна собрала много экспонатов, связанных с этим полком, и в школе № 182 был открыт музей. Есть там боевая карта, которую летчицы должны были знать наизусть. Вот кусок перкали — ткани защитного цвета, ею покрывали фанеру, из которой был сделан ПО-2. Самолет, когда его подбивали немцы, факелом сгорал за 14 секунд. Экипаж тоже сгорал, он не мог покинуть самолет, так как парашюты до 1944 года летчицам не выдавали.

В музее однажды побывал Виктор Александрович Толоконский, все осмотрел, сказал, что будет помогать. Тогда областная администрация выделила средства, и летчицы с разных концов страны смогли приехать в третий уже раз в Новосибирск, в музей на встречу со школьниками. Если брать средний возраст летчиц — примерно 25 лет — в середине той войны, то ясно, что приехавшим было под 80 и 90... Но они сказали ребятам: «Эти встречи продлевают нам жизнь».

Вернемся к сюрпризу. Лидия Ивановна никогда не сюсюкала с учениками. А обстановка на Затулинке тогда была непростая: туда выселили людей из Нахаловки и прочих «злачных» мест. Дети любили директора школы и за то, что она никогда не теряла чувства собственного достоинства, вытаскивая их из всяких передряг, нередко миря с родителями. А тут, зайдя в отремонтированную квартиру, Лидия Ивановна впервые на глазах своих пожилых учеников заплакала. Она сказала: «Вы не просто квартиру отремонтировали, вы отремонтировали мне душу...»