USD 78.8354 EUR 93.0103
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Операция «Heвa-2»

Елена КОСТИНА.
015-09.jpg
015-09.jpg



...Ранним утром 14 января 1944 года шел густой и мокрый снег. Но непогода не помешала войскам нашей Первой Ленинградской краснознаменной ордена Суворова 2-й степени отдельной танковой бригады скрытно занять исходные позиции у Пулковских высот. Командир бригады полковник Волков, встречая части и подразделения, торопил: «Быстрее, быстрее занимайте свои районы и сидите тихо, без шума, терпеливо...» Вокруг чувствовалось скрытое, но мощное движение — наши соседние соединения — 30-й гвардейский корпус генерала Симоняка и 63-я гвардейская дивизия полковника Щеглова — готовились к бою.

К рассвету все стихло, несколько часов стояла тишина, от которой звенело в ушах. Все мы продрогли от холода и бесшумными движениями тела пытались согреться. Приехавший от комбрига наш комбат майор Орджоникидзе приказал выдать всему личному составу наркомовские сто граммов и один суточный паек на двоих. Это несколько разогнало холод.

В 9 часов 35 минут послышались отдаленный сплошной гул и грохот. Это заговорила вся артиллерия Второй ударной армии генерала Федюнинского с Ораниенбаумского «пятачка» и тяжелые орудия Кронштадта, крепостей, фортов и кораблей Балтфлота. 65 минут длилась артподготовка, завершившаяся ревом «катюш». Каждый из нас в ту минуту понял, что уже пошли в бой соединения Второй ударной армии от Ораниенбаума. За первый день боев они продвинулись вперед всего на 6 – 10 километров и овладели селами Гостилицы, Терволово и Дятлицы, превращенными немцами в главные опорные пункты. Дальнейшее продвижение войск Ленинградского фронта затруднилось, так как танки с огромным трудом продвигались по оттаявшей болотистой почве, а противник, подтянув танки и артиллерию с других направлений, вел сильный огонь.

Видя это, командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров в ночь на 15 января 1944 года отдал приказ командующему 42-й армией генералу Масленникову начать артподготовку. И опять блокадный Ленинград был оглушен грохотом. Над нашими головами со свистом и скрежетом пролетали артиллерийские снаряды и мины. За 100 минут по врагу было выпущено 220 000 снарядов. Стволы пушек накалились, на них горела краска, и расчеты батарей, чтобы не прекращать, окунали свои телогрейки, шинели и обтирочный материал в воду, оборачивали ими стволы орудий и вели стрельбу.

Вспоминаю, как трудно было нашим соседям — войскам 63-й гвардейской дивизии под командованием полковника Щеглова — при овладении Красным Селом и Дудергофом. Эти пункты были сильно укреплены и связаны единой системой огня, тщательно заминированы и прикрывались неприятелем с высоты 173,3 (Воронья гора) — самой высокой точки Ленинградской области. Для дальнейшего успешного продвижения наших войск необходимо было взять эту высоту. Командир дивизии рискнул штурмовать высоту ночью двумя полками с отвлекающими действиями роты автоматчиков под командованием капитана Массальского. Бесшумно и умело преодолев проволочные заграждения, рота проникла на вражеские позиции, забросав растерявшихся врагов гранатами и беспрерывно поливая их автоматным огнем. В образовавшийся коридор вступили наши части и, поддержанные огнем танков, ворвались на высоту и захватили ее. В этом бою особенно отличились капитан Массальский, трижды раненный, но не покинувший поле боя сержант Залетов и рядовой Иванов, первыми ворвавшиеся на огневые позиции врага.

Для развития успеха наступления 30-го корпуса и ускорения взятия Красного Села и Дудергофа с рассветом 17 января 1944 года в прорыв была введена танковая группа в составе нашей 1-й и 220-й танковых бригад, двух самоходно-артиллерийских и одного зенитно-артиллерийского полков, двух рот саперов и противотанковой батареи. Стараясь задержать продвижение наших войск, фашисты взорвали плотину Дудергофских озер, виадук и переезды через железную дорогу, затопили весь район станции Красное Село, а железнодорожные пути перегородили вагонами. Путь нашим танкам был закрыт. Колонна группы прорыва остановилась. Тут проявил инициативу командир танкового взвода лейтенант Мнацаканов, действовавший в головной разведгруппе. Выйдя из танка, при 20-градусном морозе он зашел в воду, зацепил тросами вагоны, и танки растащили их в разные стороны, сделав проходы для дальнейшего продвижения. Его взвод первым ворвался на окраину Красного Села, завязал бой с противником, дав возможность танковой группе занять город и двинуться в Русско-Высоцкое, чтобы встретиться с передовыми частями Второй ударной армии и замкнуть кольцо окружения петергофско-стрельнинской группировки врага.

Таким образом, к исходу 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали в 300-километровой полосе оборону гитлеровцев, разгромили основные силы группы армий «Север», с боями прошли от 60-ти до 100 километров и перерезали важнейшие коммуникации противника.

Видя угрозу окружения, остатки 18-й армии вермахта отошли в западном направлении.

В ходе операции «Нева-2» была решена задача исторической важности: город Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады.

Первая Ленинградская краснознаменная ордена Суворова отдельная танковая бригада, в составе которой я воевал все 900 блокадных дней и ночей, сражалась на подступах к городу в районе Пулковских высот, выбивала авиадесанты противника в самом Ленинграде в районе площади Стачек, больницы Фореля, Кировского завода, стояла насмерть на пятачке «Невской Дубровки», который сыграл огромную роль в операции «Искра» и бесперебойной работе ленинградской Дороги жизни.

Я помню беспримерный подвиг танкистов под командованием нашего однополчанина старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова, которые составом из 5-ти танков «KB» уничтожили 42 танка противника, в том числе экипажем самого командира — 22 танка.

Воины нашего мотострелкового батальона на моих глазах захватили в районе Русско-Высоцкого фашистский тяжелый танк «тигр», который, как считали немцы, невозможно подбить. При развороте «тигр» на перекрестке дорог не вписался в проезжую часть шоссе, левой гусеницей соскользнул с возвышенной части дороги, накренился влево, своей огромной пушкой уперся в бугор и заглох.

В этот момент к танку с гранатами в руках подбежали автоматчики во главе с сержантом Тимофеевым и стали все смотровые щели танка забрасывать снегом, а сам командир отделения с бутылками с зажигательной смесью залез на броню, содержимое одной бутылки вылил в смотровую щель и угрожал поджечь танк, если экипаж не сдастся. В этот момент мы с водителем броневика подъехали к танку, бросили Тимофееву кусок брезента, чтобы закрыть щели башен, и я подал ложную команду: «Поджигай». В танке начались возня, перебранка, стук ключей по броне, и командирский люк башни стал медленно открываться. Наши автоматчики взвели затворы и приготовились к стрельбе. Из люка, не спеша, вылез высокий штабной майор, а за ним шесть членов экипажа. В танке мы обнаружили сумку с военными картами, штабными документами и чемоданы с награбленным имуществом и большие запасы продовольствия.

«Наверное, решили отступать сразу до Берлина», — пошутил сержант Тимофеев. В это время к нам подъехал начальник политотдела бригады полковник Заяц и приказал немцев и документы отправить в штаб армии. Так закончился боевой путь одного из первых на Ленинградском фронте непробиваемого немецкого «тигра».

За время наступления войск Ленинградского, Волховского фронтов противник потерял убитыми около 100 000 солдат и офицеров, пленными — 7200. Наши войска в этих боях уничтожили 97 самолетов, 280 танков, около 2000 орудий и много другой боевой техники. В качестве трофеев было захвачено 189 танков, 1852 орудия, огромное количество стрелкового вооружения, боеприпасов, продовольствия, военного имущества. За полтора месяца ожесточенных боев войска Ленинградского и Волховского фронтов освободили Ленинградскую, Новгородскую, часть Псковской области и отбросили гитлеровские войска на 250 километров к югу от Ленинграда.

Город ликовал, везде стихийно возникали митинги. Незнакомые люди обнимались и целовались, на глазах у них блестели слезы радости. Жители кричали: «Ура!», обнимали и благодарили воинов, клялись еще лучше трудиться для фронта, для окончательной победы.

В ознаменование славной победы 27 января 1944 года в 20.00 в городе на Неве, выстоявшем и победившем в героической борьбе против фашистских захватчиков, был дан салют 24-мя артиллерийскими залпами из 324 орудий. Вся страна салютовала ленинградцам!

Нам, оставшимся в живых защитникам Ленинграда, никогда не забыть беспримерного героизма, мужества и самопожертвования друзей-однополчан, воинов всех родов войск, жителей блокадного города.

Николай БАКЛАНОВ. Полковник в отставке, инвалид Великой Отечественной войны.

Фотографии статьи
015-11.jpg
015-10.jpg