Сердце радостью наполнено
А коммунальные услуги оставляли кошелек почти пустым. Поэтому, оставив сына и внуков, они, собрав нехитрый скарб, уехали в деревню.
Остановились у престарелой родственницы, которая была несказанно рада приезду родных людей. Село с красивым названием Каурка почти опустело: молодые, а следом за ними и люди постарше уехали в поисках работы кто куда. Село еще держалось: был магазинчик, фельдшерский пункт, начальная школа, да и телевизор с двумя каналами скрашивал жизнь сельчан.
Супруги не пожалели, что приняли решение покинуть город, когда купили неплохой домик возле своей родственницы, да и земля была вокруг, как пух. Рядом протекала речушка, а за ней прекрасный выпас для коров, за которым был сосновый лес. Корабельные сосны охранялись государством — это была заповедная зона. Недалеко находился лесхоз, поэтому проблем с дровами у населения не было.
Тамара Степановна и Владимир Андреевич были людьми заводской закалки, энергичные и общительные, а главное — деятельные. Не раздумывая долго, начали пристраивать к маленькому домику еще постройки: коровник, курятник.
Через некоторое время двор было не узнать. К встрече зимы были готовы: Владимир Андреевич распилил бензопилой привезенные из лесхоза бревна, затем расколол чурки, сносил под новенький навес и уложил в поленницу. Зиму пережили прекрасно.
А весной Тамара Степановна заложила в купленный инкубатор свежие яйца, и через 21 день появились желтенькие пищащие комочки. Поэтому пришлось Тамаре Степановне овладевать навыками выращивания будущих несушек. С этим она справилась. Тут и корова разрешилась бычком. Закрутилась-завертелась жизнь, полная трудов и хлопот.
С утра начиналась работа по посадке в огороде. Засадили бахчу тыквами, кабачками, высадили рассаду капусты, помидоры, огурцы под пленку. Все начало расти и требовало прополки. Энергичные от природы, они радовались работе на свежем воздухе. Рабочая смекалка пригодилась Владимиру Андреевичу. Он умел управляться с механизмами, а чтобы окучивать и пропалывать картофель, он купил механический плуг.
На картофельное поле, с ровными рядами ботвы, усыпанной цветочками, без сорняков, приходили любоваться жители села. Кочаны капусты у Тамары Степановны были тугими и большими.
Огурцы и помидоры также удались. Желтые, оранжевые красавицы-тыквы яркими солнышками радовали глаз. Цветы, для которых было отведено видное место, восхищали разноцветьем красок. Оранжевая календула, синие, желтые астры, красные георгины и другие — глаз не отвести!
Вторую зиму прожили уже на дарах своей земли. Научилась Тамара Степановна добывать зимой из созревших к декабрю тыкв сок. Из замороженных долек тыкв, набравших сахара, получила восемь ведер натурального тыквенного сока, который с удовольствием пили и дети, и внуки, угощала соседей. Родственница их ожила — радость помогала: она замечала, как участок племянницы превращается в дающий сказочные плоды островок.
В гости в город супруги ездили часто, но по очереди: нельзя было бросать хозяйство. А дети приезжали к родителям с радостью: помогали строить, запасать дрова, купались в речке, ходили за ягодами и грибами. Назад уезжали на машине, загруженной дарами огорода и леса. Помогали дети каждую осень копать картошку. Какой устраивали праздник урожая, выкопав весь картофель и уложив его на хранение! Во дворе накрывался большой стол, приглашали соседей и до самых сумерек веселились, пели песни под баян, которым мастерски владел Владимир Андреевич.
— Вернуть бы лет десяток да начать все сначала! — улыбается Тамара Степановна. — Вспомнишь, как были счастливы, когда у нас, городских жителей, все получилось, и сердце заходится от радости...