USD 78.8354 EUR 93.0103
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Пусть греет семейный очаг

Елена КОСТИНА. Фото автора.
003-17.jpg
003-17.jpg



В Белом зале кинотеатра имени Владимира Маяковского, словно припорошенном снегом и искрящемся огнями, водили хороводы, танцевали, дарили подарки, показывали фокусы, — словом, веселились от души. А главными героями действа стали ребятишки, воспитывающиеся в приемных семьях.

За минувший год в нашем регионе появилось сто двадцать новых семей. По-моему, это замечательно! Если даже представить, что каждая из этих семей взяла на воспитание по одному ребенку, то сто двадцать девчонок и мальчишек стали счастливыми, потому что вернулись к домашнему очагу. К другим людям. Возможно, в другом городе или селе. Потребуется время на то, чтобы пока еще посторонние люди сроднились, но дети уже окружены заботой, любовью, душевным теплом. Многие приемные мамы не скрывают, что ребятишки, особенно младшие, называют их не по имени-отчеству, а просто — мамой. А если в семье есть еще и папа, что бывает не всегда, как и в обычных семьях, так это — полное счастье!

Светлана Ивановна Жаркова из Сузуна, у которой стаж приемной мамы уже приличный, признается, что непросто было убедить супруга впервые решиться на этот шаг. Но как только трое мальчишек (двое братьев, Милан и Дима, и их лучший друг Денис) поселились в веселой дружной семейке, внеся в нее что-то особенное, словно теплая волна хлынула из сердца. Сергей Георгиевич и сейчас постоянно возится с детьми, играет, смеется, на плечи себе закидывает. Те, самые первые, мальчишки уже вылетели из гнезда, получают профессии, как-то устраиваются в самостоятельной жизни, но не забывают отчий кров. «Они так влились в нашу семью... Не поверите, мы с ними с полуслова, с одного взгляда друг друга понимали, — рассказывает Светлана Жаркова. — Парни и сейчас нам звонят. Жалуются, что хочется почаще приезжать в гости, но стипендия маленькая, не всегда выкроишь деньги на дорогу. Вот недавно был звонок. Я им говорю: «Только сюда доберитесь, а уж на обратную дорогу неужели мы денег не найдем?!»

Супруги Жарковы теперь поднимают и ставят на крыло новых «подранков». Что греха таить, редко в казенные учреждения попадают дети из благополучных семей, вмиг ставшие сиротами. Чаще у ребят есть, по крайней мере, один родитель, но такой, находиться рядом с которым для ребенка опасно. Дети меняются, попадая в нормальные условия, где взаимопонимание и поддержка близких — не пустые слова, где научат готовить, шить, стирать, столярничать и дадут понять, что ты полноценная личность.

Старшая дочь Светланы и Сергея учится на педагога-дефектолога и уже помогает родителям советами. Она с удовольствием ездит с ребятишками в город на карусели, играет с ними в развивающие игры. Говорит, что была бы возможность, уже сейчас сама взяла бы на воспитание нескольких. Или забрала у мамы младших. На Новый год общими усилиями сшили шесть костюмов, и праздник получился на славу. А теперь в семье Жарковых станет еще веселее, потому что один из меценатов, принявших активное участие в акции «Свет добра», генеральный директор компании «Байт-транзит-континент» Александр Наумович Шустин подарил семейству музыкальные инструменты для хорошего домашнего оркестра. «Надеюсь, в следующем году вы порадуете нас своим выступлением на рождественском празднике», — сказал он.

Я спросила Александра Наумовича, в чем он видит причину того, что проблема сиротства в России остается острейшей, несмотря ни на усилия общественных организаций, ни на растущее число людей, готовых взять на себя ответственность за воспитание чужих людей, ни на меры, предпринимаемые властью. Он ответил, что корень проблемы видит в человеческой психологии.

«Наши граждане тысячами стали выезжать за рубеж. На отдых. Их интересуют отели, пляжи, магазины, ночные клубы, в лучшем случае — архитектурные достопримечательности. Они не пытаются понять, как живут там рядовые граждане? Как у них строятся отношения в семьях? Почему в этих странах нет детских домов или их очень мало? Когда мы начнем интересоваться этими вопросами, возможно, что-то изменится. Должна измениться психология людей. А пока мы очень инертны как общество. Более того, мы сами, оказываясь не в силах дать сироте новых родителей, начинаем кричать: «Россия лишается своих детей!», когда иностранцы берут наших ребятишек, порой больных, инвалидов... Это уже граничит с цинизмом. Хотя в последнее время что-то стало меняться. На телевидении нашли две минуты, чтобы показывать обездоленных ребятишек и пытаться устраивать их судьбы, газеты стали больше внимания уделять этой проблеме. Но решить ее мы сможем только тогда, когда каждый россиянин поймет, что это не государственная проблема, а проблема всего общества и его лично».

Что же касается государственной политики, то до сего дня не решен вопрос об освобождении от налогообложения средств, направляемых меценатами на благотворительные цели. А это, по мнению Шустина, очень тормозит развитие благотворительности в России. Сам он уже несколько лет шефствует над седьмым детским домом.

Приемным семьям нужна самая разнообразная поддержка, в том числе юридическая, педагогическая, и огромная заслуга в том, что такую помощь, причем самую квалифицированную, они в любой момент могут получить в центре развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Очень теплые слова в адрес представителей центра прозвучали из уст Людмилы Александровны Седыченко. Эта удивительная женщина, имеющая богатый педагогический опыт и наделенная жизненной мудростью, вырастив замечательных сыновей, уже в зрелом возрасте решила воспитать еще и двух дочек. И сегодня такие дочки у нее есть — Яна и Наташа.

— Мне кажется, что у нас, в Тогучинском районе, очень много хороших людей. Прожив долгую жизнь, испытав и горести, и радости, они становятся особенно отзывчивы к чужому горю, — говорит она. — Я сама знаю многих, кто, уже выйдя на пенсию, взял на воспитание ребятишек и нисколько об этом не жалеет, а, напротив, получая в ответ детскую любовь и заботу, обрел новый смысл жизни. Я сама, после выхода на заслуженный отдых, по приглашению пошла работать во второй детский дом. Выдержала только два года. Потому что, видя детские слезы, сломанные судьбы, решила для себя: лучше я возьму одного ребенка и подарю ему настоящий дом. Так у меня появилась Яна. Но волею судьбы через некоторое время в доме стало две девочки. Причина проста — старшая дочка захотела иметь сестренку.

Спрашивать о том, счастливы ли девочки с их приемной мамой, бессмысленно. Все читается по их лучащимся радостью глазам. Праздник, елка, подарки — это здорово, но главное, что рядом мама. А навестив не так давно свою родную мать после пятилетней разлуки, одна из девочек провела у нее в гостях... полчаса.

Яна, побывавшая в прошлом году в Москве, на Кремлевской елке, до сих пор полна впечатлений. Жалеет только об одном, что не видела Путина. Если бы ей довелось поговорить с президентом, обязательно попросила бы его сделать так, чтобы дети почаще бывали на ярких мероприятиях, дарящих радость. А еще... Чтобы каждый ребенок знал любовь и нежность мамы...

Фотографии статьи
003-17.jpg
003-18.jpg
003-19.jpg
003-20.jpg
003-21.jpg
003-21.jpg
003-20.jpg
003-19.jpg
003-18.jpg