USD 78.8354 EUR 93.0103
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Растили, чтобы продавать

Николай ЦАРЕВ.



Решали, что предпринять, чтобы повысить рыночную цену выращенного не столько на земле, сколько на крестьянском поте зерна.

Александр Школдин с удовлетворением отметил, что крестьяне, несмотря на финансовые трудности, придерживают зерно. Цены зерна подросли, но незначительно. А время идет. Бесконечно такая ситуация продолжаться не может: крестьянам надо выдавать зарплату, рассчитываться за взятые в банках и в других структурах кредиты. Зерно на то и выращивалось селянами, чтобы быть реализованным, то есть немалая часть его должна превратиться в товар. Разница опять же в том, по какой цене и когда этот товар двинется из сельских складов в закрома заготовителей. Не без тревоги Александр Школдин приводил пример, когда в одном из районов области партия пшеницы с высокой клейковиной (27 процентов) была отпущена некому заготовителю всего лишь по 3200 рублей за тонну, в то время как совет сельхозтоваропроизводителей ратует за цену не ниже 4200 рублей. Обобщая свое выступление, руководитель совета сельхозтоваропроизводителей предложил создать дилерскую компанию, которая смогла бы содействовать организованной продаже зерна по приемлемым для хозяйств ценам.

Стали обмениваться мнениями. Больше, разумеется, жаловались друг другу на свои беды. Работу совета попутно оценивали. Каждый — по-разному. Одни, такие как руководитель хозяйства «Республиканское» Кочковского района Владимир Тирбах, говорили, что заседания почти ничего не дают. Мол, заготовители зерна тоже не лыком шиты: прочитали о решении крестьян придерживать зерно и решили пока не очень-то раскошеливаться, подождать лучших времен. Другие члены совета полностью поддержали идею создания объединяющей крестьян компании, ссылаясь на то, что это будет хоть какое-то, но поступательное движение вперед.

Несколько особняком прозвучали слова председателя сельскохозяйственного производственного кооператива «Барабинский» Барабинского района Рихарда Горста. Не надо сегодня концентрировать внимание только на продаже хлеба, рассуждал он. Сколько бы селяне ни старались, рынок все равно щедро не поведет себя к зерну. Так не лучше ли вложить ту же тонну приготовленного к продаже зерна в животноводство, где килограмм хлеба оборачивается двумя килограммами молока? Молоко нынче дороже зерна. Вот вам и доходы! К тому же сегодня куда полезнее добиваться более выгодных селу поставок горючего, так как надо еще немало зяби вспахать, а баки тракторов заправить нечем.

Многие упрекали власть. Говорили о том, что властные структуры не могут повлиять на рынок зерна, но уже совсем скоро, в соответствии с договорными сроками, руководители муниципальных районов потребуют с крестьян расчетов за предоставленные в текущем году средства для выращивания зерна. Выделились три позиции. Одна: добиваясь высоких цен, лучше размежеваться с властью, иначе толку не будет. Вторая: надо встретиться и с руководителем департамента агропромышленного комплекса Виктором Гергертом, и с губернатором Виктором Толоконским; глядишь, это и возымеет свое действие. Третья: требуется не только донести до властей «правила игры», но и найти поддержку власти. Наиболее «контактную» по отношению к властям точку зрения высказал руководитель ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области Виктор Майбах. Самая «неконтактная» прозвучала из уст Александра Школдина. В итоге решено было все-таки пойти на аудиенцию с властями в вопросах цен зерна.

За создание «зерновой» дилерской компании подняли руки единогласно. В ходе обсуждения прозвучало, что, по всей видимости, для юридической значимости дилерская компания должна будет аккумулировать какое-то количество акций, но эта тема не получила обсуждения. Александр Школдин пригласил представителей районов спуститься из актового зала здания облпотребсоюза, где проходило заседание совета, этажом ниже и сделать копии паспортов для подготовки необходимых документов.

Похоже, процесс создания еще одной структуры у нас в области пошел.