«Родители тоже в тылу работали…»
Добровольцы гордятся тем, что приближают победу
Люди старшего поколения оказывают поддержку фронту. Насколько хватает сил, плетут маскировочные сети, делают окопные свечи и даже берут работу на дом. Они гордятся, что могут быть полезны Родине.
Вере Тищенко 83 года, и она волонтер инициативной группы «Сибирский покров» в ресурсном центре общественных объединений Калининского района Новосибирска. Удостоена нагрудного знака «За содействие специальной военной операции».
— Хожу в центр с удовольствием, понимаю, что помогать Родине в защите рубежей сегодня является необходимостью. У друзей внук на фронте пропал без вести, у родственников один погиб, второй получил тяжелое ранение. Обидно и досадно, что высокие руководители зарубежных стран говорят о том, что мы якобы хотим захватить чужую землю. Это уму непостижимо, мы в ней не нуждаемся, — рассуждает Вера Лаврентьевна. — Всю жизнь читаю историческую литературу и знаю, что на протяжении веков Россию старались подавить из-за того, что у нас территория большая. Я проехала через всю страну — от средней полосы до Севера — и лично убедилась, насколько у нас необъятные края. Нам бы свою землю довести до ума и обрабатывать должным образом. Зря недоброжелатели стараются, все равно мы их победим.
Проявление бескорыстности
Наша собеседница родилась в Горьковской области. В 1959 году, после окончания медицинского училища, была распределена в город Благовещенск Амурской области. Затем волею судеб оказалась в Якутии, где фельдшером на станции скорой помощи проработала 30 лет. После выхода на пенсию решила, как принято говорить у жителей Крайнего Севера, выехать на материк. Отправилась с 90-летней мамой в Ульяновскую область, а когда ее не стало, переехала в Новосибирск, поближе к внукам.
В начале специальной военной операции увидела в домовом чате объявление, что есть потребность оказать поддержку российским воинам, пришла в ресурсный центр и вот уже третий год как помогает.
— Волонтерство означает проявление бескорыстности. Она у русских всегда была, они предрасположены совершать добрые дела безвозмездно. Я считаю, что если есть такая возможность, то и нужно делать по мере сил. От этого мир становится лучше, — объясняет Вера Лаврентьевна. — Родные разделяют мое увлечение. Дальние родственники тоже маскировочные сети плетут; дети и внуки всегда спрашивают, не нужно ли мне помочь.
Надежда на хорошее
Хотя добровольцы трудятся по три-четыре часа в день, их работу легкой не назовешь. К тому, что постоянно приходится стоять на ногах и много двигаться, Вера Лаврентьевна, как фельдшер скорой помощи, привыкла.

Фото: Павел Комаров, предоставлено мэрией Новосибирска
— Нельзя сказать, что устаю: наоборот, мне нравится, в ресурсный центр хочется приходить. Дети и внуки заняты на работе, а здесь одиночество как-то скрашивается, и мы, волонтеры, тут общаемся. Стараюсь не брать близко к сердцу отрицательные эмоции и всегда надеюсь, что все сложится хорошо. От того, что мы будем сидеть дома и бездельничать, ничего не изменится, — поясняет Вера Тищенко. — Иногда говорят, дескать, зачем пошли войной на Украину, но я тоже немного в политике разбираюсь и придерживаюсь следующего мнения. Если бы мы не ударили тогда, в феврале, то напали бы на нас, что не есть хорошо. Своим надо помогать, а кто это сделает, если не мы? В Великую Отечественную войну, когда мы были маленькие, родители тоже в тылу работали.
В «серебряном» возрасте
В ресурсном центре Калининского района Новосибирска не принято, чтобы волонтер выполнял какое-то определенное поручение; каждый делает то, что нужно здесь и сейчас. Если требуется, допустим, связать несколько маскировочных сетей и отправить завтра, за выполнение заказа берутся все, кто может.
Почти все волонтеры — женщины «серебряного» возраста, и Вера Лаврентьевна — одна из самых опытных и старших. Мужчин только двое, и оба Сергея. Один работает на дому, обрезает банки для окопных свечей, другой возит на своей машине, если нужно что-то забрать, передать.
Для маскировочных сетей, например, рулоны ткани длинными широкими лоскутами режет сторонняя организация на специальном оборудовании, а потом уже волонтеры вручную, ножницами с двух сторон наискосок, нарезают их в центре сами.
Посильный вклад
Вере Лаврентьевне нередко выпадает изготавливать окопные свечи. С их помощью бойцы греются или готовят еду.
— Я бы не сказала, что к этому занятию душа больше лежит; просто знаю, что надо. Ребятам на фронте некогда, поэтому свечи должны быть выполнены аккуратно и зажигаться быстро. Консервные банки для свечей нужно тщательно так обрабатывать, чтобы не осталось неровностей и шероховатостей, — объясняет Вера Лаврентьевна. — Когда края срезаны, из магазинов, киосков по договоренности мы забираем картонные коробки. У нас есть специальные шаблоны, по которым вырезаем детали в виде звездочек и вставляем в банки. Работу иногда беру с собой. Трафарет есть у меня дома, и в свободные вечера могу наделать столько баночек, сколько принесут. Затем банки увозят в цех, где заливают парафином.
В ресурсный центр регулярно поступают сообщения с благодарностью от бойцов за поставленную гуманитарную помощь.
— Когда читаем, очень приятно от того, что мы чем-то полезны, что принимаем посильное участие в защите нашей Родины. Может, это звучит немного пафосно, но мы тоже свой вклад вносим. Когда видим в роликах, как едут наши российские танки, накрытые маскировочными сетями, понимаем, конечно, что они, скорее всего, не наших рук дело, но все равно приглядываемся и гордимся, — говорит Вера Лаврентьевна.
Визиты в театр
В свободное время пожилая женщина предпочитает телевизор чтению. Когда переезжала из Ульяновской области, собственную коллекцию книг решила подарить библиотеке. Теперь она часто ходит в библиотеку в Новосибирске. Вышивать и шить, как раньше, уже не позволяет возраст, а вот бывать в театре, на концертах, в музеях для нее вполне доступно.
— Стараюсь не сидеть дома. Дачи у меня нет, и вот это, что называется, в Новосибирске больной вопрос. Однако летом приятели дочери попросили присмотреть за своим участком, и я вырастила помидоры, большую тыкву, цветы. Теперь хочу попытаться вырастить виноград: лоза достигла метра, на зиму надо ее прикрыть, — делится планами Вера Лаврентьевна. — На Севере мы выращивали в теплицах помидоры и даже арбузы; картошка с морковью в открытом грунте росли. За очень короткий жаркий июль, когда солнце светит почти круглые сутки, успевали вырасти нормальные овощи. На Севере морозы бывают сильнее, чем здесь, и мы почву обогащали натуральными удобрениями, а тут в основном покупаем в магазине.
Часть урожая Вера Лаврентьевна разделила между родственниками, а часть принесла в ресурсный центр: тут принято угощать друг друга, обмениваться рецептами. Организуются совместные чаепития, специально для которых Вера Лаврентьевна печет блины. Признается, что делать что-нибудь посложнее бывает трудно из-за возраста. Несколько раз она приносила торты от внучки, которая окончила несколько специальных кулинарных курсов.
EUR 92.9395 