Анна в ритме неба, или Лётная погода для женщин в авиации

Никого не удивляет, когда за рулем автобуса или машинистом в метро оказывается женщина. Даже профессия авиадиспетчера, которая по-прежнему считается преимущественно мужской, покорилась — тому пример героиня нашей статьи.
Наша землячка Анна Аминова — выпускница Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации, а ныне диспетчер Новосибирского центра обслуживания воздушного движения («Аэронавигация Западной Сибири»). Мы решили познакомиться с ней в канун праздника — День авиадиспетчера во всем мире и традиционно в коллективах отрасли отмечается 20 октября, российский профессиональный праздник — 27-го числа.
— Моя история началась не в авиационной семье, но я выросла рядом с аэропортом Толмачёво, в городе Оби. Самолеты были моими постоянными спутниками, круглосуточно. С детства меня тянуло к ним, просила родителей отвезти в аэропорт, чтобы просто смотреть на самолеты. И однажды, ближе к окончанию школы, я вдруг осознала, что хочу быть связана с небом.
Почему так мало девушек?
Случайная встреча Анны со знакомой, которая когда-то работала бортпроводником, стала поворотным моментом. «Я поняла — вот оно, мое! Вернувшись домой, сказала маме: все, я хочу в авиацию, не могу иначе». Так начался ее путь в Ульяновское авиационное училище. Девушке повезло: комиссия приезжала в Новосибирск. Прошла все тесты и поступила сразу на два факультета — тот, где готовят авиадиспетчеров, и менеджмент на воздушном транспорте.
— На всякий случай, чтобы гарантированно остаться в авиации, — поясняет наша собеседница. — Поступало очень мало девушек, ведь авиация считалась преимущественно мужской сферой. Когда пришло время выбирать специальность, я без колебаний выбрала авиадиспетчера, из 60 человек в двух группах около 30 процентов были девушки. К концу пятого курса нас, авиадиспетчеров, осталось 40 человек, в том числе 10 — девушки.
Учиться было непросто, может, поэтому девчонок не манит эта стезя?
— Никогда не думала, что придется изучать физику, начертательную геометрию и другие технические дисциплины, — признается Анна. — Но постепенно полностью погрузилась в техническую сторону авиации. Особенно интересными стали авиационные предметы, которые начались на втором-третьем курсе. Аэронавигация, например. Я начала понимать, как летательные аппараты взаимодействуют с воздухом, и это оказалось очень увлекательным.
После окончания учебы Анна позвонила в Новосибирский центр управления воздушным движением, представилась и выразила свое желание работать. 22-летнюю выпускницу пригласили на собеседование.
— Коллектив встретил меня просто замечательно. Это были достаточно взрослые и мудрые мужчины. Мне очень повезло с инструктором, я очень благодарна своим наставникам. Получила допуск с первого раза, отработав все 420 часов стажировки. Опыт приходит со временем. Я в авиации уже 17 лет и до сих пор учусь, и буду учиться дальше. Останавливаться нельзя. А что касается коллектива, я очень благодарна. До сих пор есть поддержка и помощь.
Есть ли у девушек шанс карьерного роста в авиации?
— У меня остались близкие подруги из группы, ребята, с которыми общаемся. Одна из однокурсниц трудится диспетчером в Сургуте, другая — в Сочи, кстати, уже руководитель полетов, что я считаю очень высоким достижением, особенно для девушки. Как бы странно это ни звучало, добиться таких высот, возможно, сложнее из-за гендерной принадлежности.
И все же, говорит наша героиня, авиация — это прежде всего команда, целая цепочка, где каждый отвечает за другого. Здесь нет места слабости. Нельзя бросать товарищей. Если сомневаешься, спроси, тебе обязательно помогут. Если видишь, что что-то идет не так, помоги. Авиация не прощает ошибок, будь то мелкая погрешность или что-то, что может привести к серьезным последствиям. Коллектив — это очень важно. Здесь нет деления на мужчин и женщин.
Дисциплина железная, необходимо умение держать себя в руках в любой ситуации. И график в работе особенный.
— К такому «небесному» ритму со временем привыкаешь, и, честно говоря, в этом есть свои плюсы. У меня дневная смена: инструктаж в 15:55, нужно приехать пораньше, пройти медосмотр — обязательная часть нашей работы, и тут все логично, никаких вопросов. До инструктажа есть время, чтобы решить личные дела — отвезти ребенка в сад или в школу. Есть такие временные «зазоры», которые позволяют совмещать работу и личные обязанности. Утренняя смена, как сейчас, например, с 08:00 до 17:00 — это, по сути, стандартный пятидневный график.
Ночная смена — самая непростая, это не секрет. Ведь в это время обычно человек спит, а мы бодрствуем. Но у нас предусмотрено время для отдыха. Организм у всех, конечно, по-разному адаптируется, но в целом привыкаешь.
Чем плоха современная литература про авиацию
Анна согласна, верный способ не выгореть на работе — поддерживать интерес к другим сторонам жизни. К примеру, сама она любит петь и испытывает от этого истинное удовольствие.
— Делаю это в основном для себя, но если кто-то попросит, с радостью исполню песню, — улыбается авиадиспетчер. — Я большой поклонник книг, чаще выбор падает на классику, особенно если в ней присутствует доля мистики. Например, «Мастера и Маргариту» могу перечитывать бесконечно и каждый раз нахожу что-то новое. «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери. Недавно я с удовольствием погрузилась в «Ярмарку тщеславия» Уильяма Теккерея и «Грозовой перевал» Эмили Бронте. Среди современных авторов меня особенно привлекает Фредрик Бакман. И, конечно же, нельзя не упомянуть Николая Васильевича Гоголя — его творчество для меня всегда остается магическим и актуальным. Что касается литературы об авиации, то, признаюсь, она мне не близка. С профессиональной точки зрения нахожу вымысел в этой области неуместным.
Анна признается, что обожает гулять в горах.
— Путешествия дают возможность побыть наедине с собой, что очень важно, даже если у тебя прекрасная любимая семья, — говорит наша собеседница. — Санкт-Петербург — город, который я люблю с самого детства. Бывает так, что покупаю билет и отправляюсь туда просто пройти по знакомым местам. Такие поездки помогают справиться с накопившейся усталостью, приводят мысли в порядок, что особенно актуально после ночных смен, которые, безусловно, оставляют свой след.
Семья — опора
— Моя семья — моя опора, особенно муж, ведь он тоже диспетчер! — раскрывает все карты Анна. — Правда, его путь в авиацию был более тернистым, хотя он вырос в авиационной семье. Стараемся не говорить о работе, у нас разные смены. Однажды, когда я брала сына с собой на работу, меня спросили, не пойдет ли он по нашим стопам. Считаю, он должен сделать самостоятельный выбор, как это было у меня: я очень благодарна своим родителям за то, что поддержали меня в свое время. Молодежи, которая приходит в авиацию сейчас, я как наставник с удовольствием передаю свои знания и навыки. Мне искренне нравится моя работа, занимаюсь тем, что по-настоящему люблю. Эта страсть к своему делу — ключ к успеху. Когда вы горите тем, что делаете, никакие преграды не остановят вас.
Что пожелать молодежи, которая мечтает об авиации? Не бойтесь смело идти вперед и верьте в свои силы! Если что-то не получается с первого раза, не сдавайтесь. А девушкам скажу так: мир стремительно меняется, и мы, женщины, сегодня успешно осваиваем самые разные сферы, которые раньше считались исключительно мужскими. Не стоит опасаться конкуренции, главное — вера в себя, постоянное обучение и стремление к развитию. Важно не пытаться кому-то что-то доказать, а сосредоточиться на достижении собственных целей. И это не внешнее признание, а внутреннее ощущение того, что вы живете полной жизнью, реализуя себя и принося пользу миру.
АКТУАЛЬНО
