«Спасибо, что возложили на меня большие надежды…»

В обучении будущих медиков должны участвовать практикующие врачи
Опыт борьбы с рожистыми воспалениями и болезнью Лайма, накопленный врачами Новосибирской области, используется по всей стране. Эти знания стали базой для обучения студентов и включены в общероссийские клинические рекомендации.
Елена Ивановна Филина вот уже 37 лет заведует диагностическим отделением Новосибирской областной инфекционной клинической больницы. Управление одной из самых серьезных структур этой крупной медицинской организации Елена Ивановна взяла на себя в молодом возрасте. Кроме инфекционной патологии, начинающему специалисту потребовались разноплановые знания терапии, кожных болезней и многого другого. В 2024 году она была удостоена медали Луки Крымского.
— Награда — это всегда приятно, а для меня тем более, так как моя профессиональная жизнь связана исключительно с больницей, другого места работы не имею. Сюда я пришла сразу после института, и вот 1 августа исполнилось 40 лет, как я работаю. Поэтому некоторое удовлетворение от того, что делаю, безусловно, присутствует, — рассказала Елена Ивановна.
В последний момент
Елена Филина родилась в семье служащих в Искитиме, но большую часть жизни прожила в Новосибирске. Тут окончила гимназию № 1 — в то время обычную школу по месту жительства.
— Так как папа у меня был строителем, до середины десятого класса собиралась продолжать его дело. Впоследствии перестала представлять себя в данной роли, поняла, что даже чертить не умею, и в последний момент и с первого раза в 1979 году поступила в медицинский, — вспоминает Елена Ивановна. — Когда получила диплом, беспокоилась, потому что не знала, как сложится моя трудовая жизнь. Здоровье человека — это большая ответственность, и, безусловно, я боялась, когда по распределению в 1985 году врачом пришла в инфекционную больницу № 1. Тогда был кратковременный кадровый дефицит, и мне многое пришлось принять на свои плечи, но меня встретили хорошо и учили. Также большое спасибо преподавателям кафедры инфекционных болезней Новосибирского государственного медицинского университета, которые на меня возложили большие надежды и тоже поначалу помогли.
Всесторонний процесс
В разных отделениях больницы Елена Ивановна прошла годовую интернатуру, но уже тогда предпочтение отдавала диагностическому. Заведующей была назначена в 1989 году. Она также семь лет преподавала на кафедре инфекционных болезней Новосибирского государственного медицинского института.
— Передача знаний от опытных наставников молодым специалистам — это обоюдный процесс. Когда идешь преподавать, ты вынужден самостоятельно обновлять и модифицировать свои знания. Чтобы научить чему-то других, ты должен хорошо знать предмет, это школа прежде всего для себя. Ну а когда есть что рассказать, ты, безусловно, готов делиться и учить людей, особенно тех, которые будут рядом с тобой работать в содружестве. Тогда ты напрямую заинтересован в том, чтобы они знали больше и лучше, — говорит Елена Ивановна. — Важно, чтобы в институтах преподавали именно практики, потому что современное российское законодательство, к сожалению, усложняет взаимодействие студентов с пациентами. Когда я получала высшее образование, мы заходили в палату, представлялись и больные с удовольствием помогали нам пополнить багаж знаний.
Сейчас ситуация иная. Если пациент не изъявляет желания, обращаться к нему студент не вправе. Наша больница имеет статус «клиническая», то есть является базой для обучения, но и здесь познавательная деятельность студентов затруднена. Мы, насколько возможно, выходим из положения, но вопрос практической подготовки молодежи, с моей точки зрения, остается открытым.
Разобрать по косточкам
На постановку диагноза стандарты оказания медицинской помощи отводят стационарам до четырех дней. В диагностическом отделении больницы на это иногда уходит более недели. Дело в том, что сюда поступают люди в сложных случаях.
Наиболее трудно интерпретировать сыпи и лихорадки. Такие симптомы характерны для самых разных заболеваний, поэтому истории пациентов приходится разбирать, если так можно выразиться, по косточкам. Порой процесс бывает очень сложным.
Фото: Андрей Заржецкий
— С повышения температуры, например, начинается множество болезней, в том числе пневмония, сепсис, менингит. Начинающаяся онкология может не давать других симптомов, кроме лихорадки, но иногда это сигнализирует об уже запущенных стадиях, — объясняет Елена Ивановна. — Здесь необходимо клиническое мышление. Обследовать абсолютно все невозможно, поэтому выбирается самое основное, что подозревается при объективном осмотре, а дальше уже ждем проявления иных признаков болезни. Если то, что подозреваем, не вырисовывается, назначаем другие виды исследований, приглашаем узких специалистов.
Профессиональный совет
Диагностическое отделение Новосибирской областной клинической инфекционной больницы считается профильным для пациентов с диагнозом «рожа». В основном она поражает людей старшего возраста, вызывает у них выраженные и обширные изменения кожи. На базе отделения Елена Ивановна защитила кандидатскую диссертацию по лечению этой болезни, вместе с коллегами разработала методики лечения.
Большая работа была выполнена в отношении другого серьезного заболевания — клещевого боррелиоза, или болезни Лайма. Эта инфекция, передающаяся через укусы клещей, считается для Новосибирской области региональной патологией. Материалы по ее изучению и лечению, сформированные коллективом диагностического отделения, включены в общероссийские рекомендации, которых придерживаются врачи по всей стране, содержатся в учебниках и пособиях.
— От клещевого боррелиоза прививок не существует, а вот если говорить о клещевом энцефалите, который также распространен у нас в регионе, то я советую прививаться, потому что это заболевание не всегда излечимо и может приводить к летальному исходу. Некоторые люди считают, что если они купили страховку, то защищены. Между тем она гарантирует лишь то, что в случае укуса вам бесплатно сделают инъекцию иммуноглобулина. Это не панацея от тяжелых последствий, а одна из мер профилактики, поэтому, как врач, я выступаю за обязательную вакцинацию, — пользуясь ситуацией, советует Елена Ивановна.
Будем надеяться
Супруг Елены Филиной работает в сфере судебной медицины, возглавляет профильную кафедру Новосибирского государственного медицинского университета. Дочь выбрала профессию врача-рентгенолога.
— Будем надеяться, что я заложила основу династии. То, что я вышла замуж за медика, вполне объяснимо: это достаточно тесная среда с общими интересами и друзьями, да и учились мы вместе. А вот дочь шла к медицине тернистым путем, планируя после школы реализовать себя в экономике и финансах. В результате повзрослела, посмотрела на нас, родителей, получила два высших образования, но работает все-таки в больнице.
В свободное время семья часто собирается вместе. С внуками восьми и шести лет зимой дружно катается на лыжах и коньках. Между собой взрослые не устают дискутировать на профессиональные темы. Часто в обсуждении специалистов разных направлений за домашним столом рождается истина.
Главным предметом для разговоров с супругом остается проблема недоверия пациентов. Сегодня закон позволяет подать в суд на действия врачей, добросовестно выполнивших клинические рекомендации и оказавших помощь в полном объеме. По мнению Елены Ивановны, решением могла бы стать экспертная структура, рассматривающая подобные случаи предварительно.
АКТУАЛЬНО


