«Цифра» без иллюзий
Каковы текущие позиции России в мире цифровых технологий и как сделать отечественный софт привлекательнее
Отечественное программное обеспечение постепенно замещает импортное, но далеко не все российские потребители готовы на него перейти, хоть и осознают все риски дальнейшего использования западного софта.
О проблемах и перспективах ИТ-сферы и о том, как переломить ситуацию, рассказывают представители отрасли — эксперты прошедшего недавно международного технологического форума «Технопром», который состоялся при поддержке правительства Новосибирской области.
По мнению директора компании «Корпоративные ИТ-Проекты» партнерской сети «ИнфоСофт» Олега Руденко, истоки проблем, которые сегодня приходится решать российской цифровой отрасли, коренятся еще в девяностых. И в первую очередь это утечка мозгов — массовый отъезд за рубеж инженеров, разработчиков, программистов.
Внедрение идёт, но…
— И за то время, когда мы активно подсаживались на западные ИТ-решения, мы, конечно, ничего особо выдающегося не создавали, потому что тогда приходилось конкурировать с высокобюджетными корпорациями, — говорит Олег Руденко. — Но где-то начиная с середины десятых годов начали появляться хорошие программные продукты, которые уже тогда могли конкурировать с западными решениями. Взять хотя бы «1С» — ее еще до 2022 года использовало 80 процентов российских компаний. А после 2022 года наша ИТ-сфера получила мощный импульс к развитию, об этом говорит хотя бы огромный спрос на программистов.
Олег Руденко отмечает: сегодня среди многих пользователей бытует стереотип, что российское программное обеспечение во многом уступает западному. По мнению эксперта, это не так и многие это осознают, тем более что другого выхода особо-то и нет. Во всех отраслях, и даже в промышленности, что особенно важно, процесс внедрения российского софта сегодня идет ускоренными темпами. Тем более что, по отзывам заказчиков, импортное ПО не учитывает всей специфики производства.
— По отзывам пользователей, внедрение российских программных решений в таких областях, как закупки, сырье, склады, логистика, производство, продажи, как правило, дает прибавку в 14–15 процентов прибыли, — подчеркивает Олег Руденко. — На производство все активнее заходит искусственный интеллект: цифровые помощники помогают принимать рутинные решения.
Чтобы не повторять ошибок
Кстати, об искусственном интеллекте. По словам старшего вице-президента, руководителя блока «Технологическое развитие» Сбера Андрея Белевцева, из сложившейся ситуации надо сделать выводы, чтобы не повторять совершенных ошибок.
— Искусственный интеллект активно используется последние десять лет, но раньше приходилось делать модель под каждую конкретную задачу, — рассказывает Андрей Белевцев. — А сегодня мы переходим к этапу, когда фундаментальная модель может быть использована многими компаниями для того, чтобы на ее основе строить свой собственный продукт. Такая модель, по сути, даже не конечный продукт, а технологический компонент. И это открывает очень большие возможности, потому что использовать такой компонент может любая квалифицированная команда. Но, с другой стороны, делать это нужно с пониманием как возможностей, так и ограничений, связанных с потенциальными рисками.
По мнению Андрея Белевцева, в мире не так много стран, в которых есть команды, способные создать фундаментальные модели искусственного интеллекта, и Россия входит в этот перечень. Важно эти позиции не утерять.
— Сделать такую модель трудно, но зато потом ее можно будет широко использовать для решения самых разных задач, — подчеркивает эксперт.
Нужно менять подходы
Несмотря на осторожный оптимизм, проблем в российской ИТ-отрасли хватает. И в первую очередь это длительные сроки разработки софта, стереотипы заказчиков, сложности с подготовкой кадров, а также проблемы с «железом».
— Сегодня мы видим некоторый парадокс: с одной стороны, российские программисты ценятся во всем мире, а с другой стороны, отечественные программные продукты далеко не всегда отвечают современным требованиям, — отмечает директор по развитию компании «Сервер Трейд» Александр Семенихин. — Я полагаю, что дело тут по большей части в управлении проектом. Думаю, не открою Америки, если скажу, что у нас что-то не так с управлением. И не надо тут изобретать колесо. По сути, у нас осталось одно мерило успеха — это деньги. И многие сегодня стремятся эти деньги не заработать, а просто так получить, отсюда все проблемы. Вот в Китае, помимо материального успеха, есть еще идеология, поэтому у них такой взлет.
По мнению Александра Семенихина, чтобы российская ИТ-сфера взлетела, подход нужно менять во всем. И компьютерных комплектующих, или «железа», это тоже касается.
— Чтобы сегодня выпускать компьютеры, не нужно гнаться за новейшими технологиями, ведущих производителей мы все равно не догоним, — констатирует эксперт. — Вполне достаточно будет, если российские предприятия наладят выпуск комплектующих по технологиям пятнадцатилетней давности, да хоть плат управления для стиральных машин. Именно так и поступают сегодня белорусские производители. Да, российские цифровые технологии существуют и развиваются, но не надо питать лишних иллюзий.
КОММЕНТАРИЙ
Илья Массух, директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий:
— С 2022 года доля российских ИТ-компаний на рынке растет, но примерно половина потребителей по-прежнему использует западное ПО, несмотря на все существующие риски относительно информационной безопасности. Мы все помним недавние примеры — взять хотя бы авиационную или нефтяную отрасль. В то же время сегодня цифровая сфера находится в гораздо лучших условиях, чем раньше. Во-первых, нет конкуренции с западными компаниями, во-вторых, есть поддержка государства, и, наконец, отсутствует внешнее воздействие — я имею в виду запрет на продажи со стороны западных компаний. Все это, безусловно, способствует развитию.
Перед ИТ-сферой сегодня стоит непростая задача: к 2030 году 80 процентов программного обеспечения, используемого в стране, должно быть отечественным. Для всех отраслей экономики создаются ИТ-ландшафты, чтобы ликвидировать существующие «белые пятна». Особую сложность представляет собой замена софта, установленного на импортном оборудовании. Приходится решать вопрос стыковки аппаратной части и отечественного программного обеспечения. И раз уж зашла речь о промышленном оборудовании, то тут важно не впасть в другую крайность и не начать приобретать китайское вместо западного.
Есть и еще одна проблема — неготовность заказчиков перейти на отечественный софт. Но хочу подчеркнуть один важный момент: российские ИТ-компании, в отличие от западных, готовы адаптировать свой продукт под специфические требования заказчика.
АКТУАЛЬНО


