USD 80.5268 EUR 93.3684
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Ветеринару главное — не бояться

Катерина КОШКИНА
Вообще-то, лечение собак ветеринарному врачу Александру Бондаренко не совсем по профилю — обычно в роли его пациентов выступают сельскохозяйственные животные. Но в экстренных случаях он готов помочь и песикам. Фото предоставлено Александром Бондаренко
Вообще-то, лечение собак ветеринарному врачу Александру Бондаренко не совсем по профилю — обычно в роли его пациентов выступают сельскохозяйственные животные. Но в экстренных случаях он готов помочь и песикам. Фото предоставлено Александром Бондаренко

Александр Бондаренко почти сорок пять лет лечит животных

Заведующий ветлечебницей уже находится на пенсии, но продолжает заниматься любимым делом. Призвание свое он выбрал еще в школе, увидев, как люди в белых халатах спасли жизнь кормилице-корове.

«Хозяйство» у Александра Бондаренко большое — он следит за здоровьем животных в пяти тысячах домохозяйств, расположенных на территории Мичуринского и Морского сельсовета. Лечит коров, свиней, коз, бывает, и собак, если что-то экстренное. Проводит вакцинацию домашней птицы. Да мало ли обязанностей у руководителя звериной «амбулатории»?

Из Казахстана в Сибирь и обратно

Сельский Айболит родом из Казахстана, его детство и школьные годы прошли в селе Володарское Кокчетавского района Северо-Казахстанской области.

— В школе я очень любил биологию, особенно зоологию, — вспоминает Александр Васильевич. — Поскольку жили в селе, хозяйство всегда было большое, так что с животными я имел дело постоянно. Помню, как-то у нас корова очень сильно заболела, думали, все, уже не поправится. Но приехали ветеринарные врачи и помогли — выздоровела наша кормилица. Этот случай запал мне в душу. Поэтому после окончания школы в 1976 году я поступил в омский ветеринарный институт.

После этого было много разных событий. Получив диплом, Александр Бондаренко вернулся на малую родину, работал районным врачом-эпизоотологом. Потом в соседнем селе создали крупный животноводческий комплекс, где разводили племенных телок, — трудился там главным ветврачом. Позже предложили этот комплекс возглавить — отказался, не хотел изменять выбранной профессии.

Однокашник предложил перебраться в Сибирь, так наш герой оказался в Тисульском районе Кемеровской области, почти на границе с Красноярским краем, опять-таки главным ветврачом. И хозяйство-то было крепкое, поголовье приличное, да вот беда — очень уж глухие места, дорог практически не было. Заболел ребенок — еле успели довезти до врача.

Десятилетия в «Элитном»

— И тогда моя супруга взбунтовалась, сказала: «Ты как хочешь, а я уезжаю», — рассказывает Александр Бондаренко. — Пришлось в 1987 году снова круто менять жизнь. Так я оказался в ОПХ «Элитное». Напомню, это было опытное хозяйство Академии сельскохозяйственных наук. И там я проработал до пенсии.

Главным направлением в «Элитном» было растениеводство — именно на его полях выводили и апробировали новые сорта зерновых и кормовых культур. Но и животноводство тоже было, причем племенное: породистых бычков и телочек охотно приобретали хозяйства не только нашего, но и соседних регионов, даже из Казахстана за ними приезжали. В годы перестройки и лихие девяностые, когда многие гораздо более крепкие сельхозпредприятия просто перестали существовать, это было хорошим подспорьем для «Элитного». К сожалению, сегодня это хозяйство утратило статус племенного репродуктора. Причин тому много: сменилось руководство, ушел главный зоотехник. Тем не менее Александр Бондаренко проработал в хозяйстве до своего выхода на пенсию в 2022 году.

— Еще работая в «Элитном», я подрабатывал на полставки в управлении ветеринарии Новосибирского района, — говорит Александр Васильевич. — Это давало мне возможность самостоятельно оформлять необходимые ветеринарные документы. Например, было время, когда справки требовали на каждую партию молока. А каждый день в Новосибирск, понятное дело, не наездишься. Поэтому, когда пришло время уходить на пенсию, я просто перешел на полную ставку в управление и работаю тут уже третий год. Сейчас в моем ведении поселки Мичуринский, Юный Ленинец, Элитный, военный городок в Краснообске, село Ленинское, садовое товарищество «Голубой залив». Словом, работы хватает. Но, конечно, не то что в прошлые годы. В 1987 году, когда я только приехал работать в Новосибирскую область, в одном только Мичуринском было 350 коров.

«Родео» ветврача

Но, несмотря на то, что скота теперь держат значительно меньше, чем раньше, случается всякое. Бывает и форс-мажор, например сложные роды или мастит у коровы или козы.

— А один случай мне особенно запомнился. Семимесячный бычок выскочил из пригона, стал по огороду бегать. И угораздило же его разбить стекло в теплице и распороть им спину от головы до хвоста, да так, что кожный лоскут висел, — вспоминает сельский ветврач. — А семимесячный бычок — это уже более 200 кг живого веса, между прочим. Ну что же делать? Хозяева держали его, а я обезболил и начал рану зашивать. Более 50 швов пришлось наложить в итоге. Обошлось.

На самом деле, работа ветеринара достаточно опасная. Буренке не объяснишь, что надо потерпеть. На руке у Александра Бондаренко огромный шрам. Оставил его на память здоровенный хряк. Животное плохо зафиксировали, петля с его ноги соскользнула, и домашний «вепрь» вырвался на свободу. Незадачливые ассистенты, которые должны были его держать, бросились врассыпную. Ветврач тоже кинулся через забор, но не успел — клыком свин пропорол ему руку, да так, что звериному доктору самому понадобился врач. Но нет худа без доб­ра: после этого случая Александр Бондаренко изобрел специальное приспособление для надежной фиксации животного. Еще ни один четырехногий пациент не вырвался.

«Работать стало легче»

— Хочу сказать, что прогресс не стоит на месте и технологии развиваются, в том числе и в нашем деле. Возьмем, к примеру, анализ крови. Раньше его брали из яремной вены животного. А это не такое уж простое дело — его надо зафиксировать, определенным образом повернуть голову и держать в этом положении. А теперь все гораздо проще: появились специальные вакуумные пробирки, забор крови происходит практически мгновенно, животное и почувствовать ничего не успевает, — отмечает Александр Бондаренко. — Новые ветеринарные препараты появились, гораздо эффективнее прежних, вакцины. Так что работать стало легче. И это очень здорово! Поэтому окончательно уходить на пенсию и заниматься исключительно огородом я пока не собираюсь.