Тысячи картинок из жизни одной семьи

Все воспоминания из детства слегка наивные и точечные. Часть моих связана с иллюстрациями в книжках. Пока мама читала сказки перед сном, я рассматривала героев. Сверкающая и величественная, со строгим взглядом Хозяйка Медной горы, помню, настораживала и восхищала. На тот момент, да и много позже, я не задумывалась, кто и как воплощает описанные автором образы.
Но вот во взрослой жизни представился случай заглянуть в художественную «мастерскую». Над нашим проектом «Книга для Тёмы. История Алёны» ежедневно работают десятки людей, среди которых — иллюстраторы.
Семья Курочкиных — папа Илья Сергеевич, мама Екатерина Викторовна и дочка Даша — сообща уже придумали и нарисовали картинки, которые станут частью чьих-то детских воспоминаний.
От кубика до фокус-группы
Курочкины очень творческие: они рисуют, пишут, лепят, шьют, заготовки на зиму делают вместе. Когда появляется новый интересный проект, дочка узнает о нем по смеющимся маминым глазам и особенной интонации в голосе.
— Она заходит ко мне в комнату и говорит «Дааааш…», — рассказывает девочка. А проектов у семьи столько, что считать их бессмысленно.
С первых дней жизни младшей дочери Даше родители вручили головоломку, разработанную папой. Цветные кубики, собирающиеся в куб, были ее игрушкой. Сначала она просто грызла их, а затем стала собирать фигурки — башенки, цветы, тигра, торт. Так «работала» с цветом. К шести годам малышка увлеклась настолько, что разрисовала все стены в доме. Родители поощряли ее стремление творить и вместе с ней рисовали скетчи на природе, а потом отвели в художественную школу.
— Мы показали ее работы директору, и та без лишних вопросов зачислила Дашу, — вспоминает Илья Сергеевич.
В первом классе девочка попала в проект, где нужно было читать детские рассказы, анализировать поступки героев и сюжет, чтобы сообщить издателям, нравится ли детям произведение.
— После участия Даши в фокус-группе нам стали попадаться издательские конкурсы для детей, — рассказывает Илья Курочкин. — В них она уже делала первые иллюстрации, ну и мы за ней тянулись, помогали.
Фото: Андрей Заржецкий
Сегодня у семьи большое портфолио, часть которого они принесли в редакцию «Советской Сибири». Среди работ — натюрморты, пейзажи, портреты и рисунки воображаемых персонажей разных историй. Собственно, именно благодаря им мы и познакомились.
В проект «Книга для Тёмы. История Алёны» Курочкины делают иллюстрации к двум историям и оформляют форзацы (бумага, соединяющая книжный блок и обложку. — Прим. авт.).
Как рассказала Даша, прежде чем приступить к работе, они вместе читают рассказ, потом обсуждают интересные и ключевые моменты, делают наброски. В них прописывается внешность героев, цветовое решение, детали. Потом идет редактура, за которую отвечает глава семьи. Ну и следом уже окончательный вариант работы.
Мир, который нужен детям
Наш проект для семьи имеет особое значение. Год назад в больнице на лечении от тяжелой болезни находился внучатый племянник Екатерины. В стерильной палате не было игрушек и других способов развлечения, поэтому Курочкины решили скрасить будни близкого человека.
— Я люблю заниматься с детьми, и муж постоянно говорил мне, что надо писать. Так появился мой первый рассказ, который в итоге попал в детский сборник. Но до этого его прочитал Лёня, лечившийся от лейкемии. В больнице у него был только планшет, и мы сделали в программе небольшую книгу с иллюстрациями для него, — вспоминает Екатерина.
В прошлом году Лёня ушел, а у семьи остался цикл приключенческих рассказов «Сокровища Нептуна», написанных для него. Герои повествований — лесные жители — любят путешествовать и дарят эмоции читателю, рассказывают познавательные истории, знакомят с неизведанным миром — тем, которого так не хватает ребятам в больничных палатах.
Рассказы Екатерина продолжает писать, теперь к ней присоединился и супруг. Правда, он признается, что делать это непросто: все время хочется заняться чем-то другим.
А вот иллюстрации — это то, что увлекает всю семью.
Дом-мастерская
Курочкины не боятся браться за новые интересные дела и генерировать свежие объединяющие идеи. Так, например, знакомство с томской женщиной-краеведом привело к изучению и составлению семейного древа. В процессе работы семья вникала в работу поисковиков, собирала данные в архивах.
Вытекающим из этого делом стала и работа с улучшением старых фотографий — оживляет снимки в приложениях и программах Екатерина.
Еще одно важное дело-традиция — празднование Нового года. Готовиться к нему начинают в сентябре. На семейном совете предлагаются темы, потом разрабатывается план подготовки. Несколько месяцев шьются костюмы, готовятся декорации, стилизованные елочные игрушки из воздушного пластилина и даже печатная продукция — плакаты.
— У нас был Новый год в пиратском, русском народном, японском стиле и даже в духе стимпанка (направление научной фантастики, вдохновленное технологиями и фантастикой XIX века, в первую очередь паровыми машинами. — Прим. авт.), — рассказывают Курочкины хором.
Творческая мастерская — это буквально весь дом семьи и вся их жизнь. Даша постоянно делает «ремонт» в своей комнате, последними были декорации по мотивам компьютерной игры «Майнкрафт». Также девочка делает украшения, лепит фигурки из полимерной глины, рисует комиксы и «чибики» (стиль рисунка персонажей, когда взрослый изображается в виде ребенка. — Прим. авт.).
На вооружении Курочкиных все творческие техники: масло, акварель, графический метод рисования в программах, искусственный интеллект.
— Мы не считаем творческие проекты, в которых участвуем, их много, — рассказывает Илья Сергеевич. — Главное, что они нас объединяют и отчасти дисциплинируют. Сейчас уже специально не ищем ничего, все предложения поступают сами. Но мы всегда готовы, если на это есть время и ресурсы.
В «Книге для Тёмы» одна из иллюстраций — два единорога в радуге — это результат творческой совместной работы мамы, папы и дочери. Мы уверены, что эта картинка останется в чьих-то воспоминаниях, а опыт семьи станет примером для тех, кто готов к развитию и самосовершенствованию.