USD 80.9644 EUR 91.9169
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

«Помню, как резко пришлось повзрослеть»

Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Кто стоял и выстоял в цехах «авиаграда»?

Авиационный завод имени В.П. Чкалова за годы войны изготовил 15,5 тысячи легендарных летающих машин — каждый второй советский ЯК-истребитель поднимался с аэродрома в Новосибирске. Так что вполне заслуженно по ту сторону линии фронта столицу Сибири называли авиаградом.

За общеизвестными цифрами и фактами стоя­ли и, дай Бог долгих лет ветеранам-тыловикам, стоят тысячи самоотверженных земляков, вынесших на своих плечах колоссальные тяготы военного времени. Этот текст мы даем почти без купюр. Слово — живым очевидцам, труженикам нашего легендарного Чкаловского.

Давыд Иванович Тураев: «Родился 7 июня 1926 го­да в городе Белая Церковь Киевской области. В 30-е годы семья переехала в Новосибирск. В 1934–1935 годах арестовали отца, мать, брата, сестру, меня отправили в лагерь для заключенных. В 1938 году, после освобождения, вернулись в село Новокузьминка Ордынского района.

В 1943-м меня мобилизовали в фабрично-заводскую школу. Зачислили в группу авиа­мотористов на летную испытательную станцию (ЛИС). В школе по утрам изучали материальную часть самолета, а потом до восьми вечера работали на ЛИСе. Получил специальность авиамоториста четвертого разряда с правом подготовки самолетов в полет, стал полноправным членом коллектива станции, обеспечивали поставку 30 машин на фронт ежедневно.

Ангара не было, зимой работали на улице. По карточкам нас кормили обедом и ужином, в сильные морозы на обед выдавали фронтовые 100 граммов. Часто работали по ночам, и в одну из ночей в 1944-м я самостоятельно перегнал самолет по рулежным дорожкам, торопился, объезжая бензозаправщик, задел крыло другого самолета. Утром вышел приказ: строго наказать всех, кто самовольно перегонял самолеты ночью. Вызвали к начальнику. Рядом с ним в кабинете увидел незнакомого мужчину. Руководитель ЛИСа устроил настоя­щий разгон, грозился штрафбатом. Стою я перед ними — холодный, грязный, трясусь, слезы рекой. Незнакомый мужчина меня спрашивает: «Ты знаешь, кто я?» — «Нет», — отвечаю. «Я главный инженер завода. Артём Никитич Тер-Маркарьян. В общем, так, самолеты — восстановить, а тебе не будем портить жизнь, работай, но чтобы к кабине самолета не подходил». Это было мое спасение. Артёма Никитича никогда не забуду. Хорошо помню, после смены лисовцы как шефы ходили на стройку оперного теа­тра. 12 мая 1945 года нам вручили пригласительные билеты на оперу «Иван Сусанин».

За годы войны у нас на заводе побывали Василий Сталин, Александр Покрышкин, морской летчик капитан Ковалёв, которому Вольф Мессинг купил и вручил на ЛИСе самолет ЯК-9».

018-16-02.jpg

Надежда Александровна Горкунова: «Из деревни Искитимского района двух мальчиков и двух девушек сельсовет в 1943-м отправил в ремесленное училище. Мне тогда было 14. Отказываться и в мыслях не было: секретарь сельсовета решил отправить меня «в люди». Нас зачислили в слесари-инструментальщики.

Учили мы украинский танец гопак специально для конкурса. Нас человек 200, наверное, было из училища. Репетировали в саду Сталина или в саду Дзержинского. На спортивном празднике заняли первое место.

Утреннюю пайку хлеба в 200 граммов съешь, обеденную в 300 граммов на базар сносишь, продашь, на вырученные денежки юрок толстых ниток купишь — увлекались вязанием. Покрывала мастерили, пододеяльники на подушки. Когда переселили в общежитие на четырех человек, комендант показывала нашу комнату гостям как образцово-показательную.

Мы все были бедные и дружные, понимали друг друга. Все были равные, делали столько, сколько могли. Сначала были карточки на сахар, хлеб и крупы всякие, а потом стали составлять списки в магазин.

Когда хлеба стало вдоволь, по два раза бегали в магазин, покупали, чтобы досыта поесть. И наступил момент: наелись».

Анфиза Афанасьевна Выговская: «Как пришла в марте 1943-го на завод, так и отработала на нем 40 лет. Мы жили в Искитиме. Как-то в класс пришли агитаторы, рассказывали о мировой обстановке, о том, что мужчины на войне. Работать на заводах некому, пора помогать взрослым. 15-летние дети и не думали отказываться, понимали: обязаны ехать в Новосибирск. После ФЗО нас повели на Чкаловский завод, расставили по станкам. Меня определили ученицей. Быстро сообразила, что и как делать, поняла разницу работы с материалами: никелем, молибденом. Когда дали самостоятельный заказ — норму в 60 штук бронзовых втулок, выполнила быстро, а время еще осталось, догнала до 120. Три года работали в смену по восемь часов. Помню, как резко пришлось повзрослеть. Пришел мастер и говорит: «Тебе сегодня исполнилось 18, так что больше не буду отпускать, как раньше, теперь 12-часовая смена положена». Вот такой «подарочек». Я заплакала, а куда денешься? Так и стояла у станка, мечтала о танцах в саду Чкалова».

018-16-03.jpg

Николай Са­ве­лье­вич Шмаков: «Родился 10 мая 1928 года. После семи классов поехал в Новосибирск, в ремесленное училище. Сказали, что там хорошо кормят, выдают черные шинели. Попал в токарную группу. Отучился, и выпустили на завод. Директор Лисицын тогда лично беседовал с нами, напутствовал молодых рабочих. Хлеба давали, но мы всегда выпрашивали и завтрашнюю пайку, не наедались. Ходили в совхоз, собирали с полей перемерзшую картошку, пекли ее на костре.

Во время Великой Отечественной в 44-м цехе работал. Спали прямо в цехе, хотя бараки рядом стояли, но проще было «прикорнуть» под фуфайкой на трубах, чем домой бегать».

Анна Вавиловна Косачёва-Лутковская: «Родилась 4 августа 1925 года в деревне Новослободка Мошковского района. От тяжелой жизни в 1940-м меня, 15-летнюю, родители увезли в Новосибирск и устроили дом­работницей в семью инженеров. 22 июня 1941 года хозяева разрешили сходить в кино, но перед началом сеанса объявили: «Началась война».

Поступила в ФЗО № 27 при заводе. Но учиться не пришлось, определили учеником слесаря, а в 1942-м перевели на малярный участок, где всю войну и трудилась. Кофту, халат, чулки я сшила себе из обрезков материала, которые оставались после обработки машин. Сами себе из фанеры делали босоножки. На заводе выдавали резиновые чуни, они к ногам примерзали.

Памятен приезд Александра Покрышкина. Он ходил по цехам, подошел к малярному участку, поздоровался со всеми за руку, сказал: «Дети вы мои, дети, потерпите, война закончится, и победа будет за нами. Это будет совсем скоро». Свои­ми словами он вселил в нас уверенность, силы сразу прибавились.

У нас в цехе были замечательные мастера: Орлов, Цыпин. Начальники мастерской: Бурштейн, Фокин. На малярном участке работала тетя Даша, для которой мы все были просто «дочки» и «сынки».

018-16-04.jpg

Мария Матвеевна Войтова: «Когда закончила седьмой класс, устроилась на завод, а на следующий день война началась. Нас отправили на уборочную за 40 километров от Тогучина. Поехали одни девчонки, всех мужчин забрали на фронт. До конца октября — в полях. Вернулись, а нам всем уже путевки выписали: мне — в ФЗО № 8 в Кривощёково.

Летом 1942-го привезли на Чкаловский завод. Поселили прямо в цех № 11. Там мы жили с 15 июня до Нового года. Обрабатывали огромные тяжелейшие консоли из прессованного дерева. Мы же худенькие, маленькие, в одиночку не справиться, приходилось друг дружке помогать. Консоль надо загрунтовать, чтобы не было выбоин и раковин, зашпаклевать. Пока сохнет, отдыхаем, ни смен, ни ночных перерывов. О кроватях и не мечтали. Вшей копили. Уронишь голову в уголке подремать, а по ногам ползут «животные».

Верующих много было.

Специально, чтобы не повредить обшивку крыльев, с которыми мы работали, в соседнем цехе шили для нас тряпочные тапочки. Другой обувки не было, так что в этих тапочках и на базар, и с работы домой бегали. Каждый раз на улице ноги отмерзали, потом сидишь у печки отогреваешь.

После войны накопила три тысячи рублей, пошла на базар выбрать сапожки. Неделю красовалась, под дождь попала, и сапожки развалились — подошва была картонная».

ЦИФРЫ

1937. Еще до начала Великой Отечественной авиа­завод № 153 имени В.П. Чкалова выпустил около 900 И-16. Во время эвакуации на его площадях разместилось оборудование пяти самолетостроительных и агрегатных заводов Москвы, Ленинграда, Киева. В Новосибирск был направлен ЦАГИ во главе с академиком С. Чап­лыгиным. Правительство планировало создать на востоке страны вторую научно-исследовательскую базу по авиации.

Прибыли летно-испытательный НИИ, экспериментальный завод № 115 конструкторского бюро под руководством Яковлева, завод № 51 Наркомата авиапромышленности под руководством Поликарпова.

№179. До вой­ны в Новосибирске строится крупнейший в Союзе комбинат № 179, который стал основной базой размещения эвакуированных предприятий Наркомата боеприпасов. Там одновременно строились ТЭЦ и шесть заводов: номер 1 (снарядный), 2 (взрывательной техники), 3 (патронный), 4а (снарядный) на оборудовании чехословацкой фирмы «Шкода», 5 (инструментальный), металлургический (прокатный).

15797. Завод полностью переключился на производство истребителей «Яковлев» (ЯК). В сутки он выпускал три самолета. А во второй половине ­1944-го ежесуточно — уже 20 самолетов. Всего за годы войны Чкаловский произвел 15 тысяч 797 различных типов самолетов. В том числе не менее знаменитый «Ишачок» — одно из детищ авиаконструктора Поликарпова. В прошлом году раритетный И-16 — на таких наша страна встретила Великую Отечественную — был отреставрирован и взмыл в небо.

018-16-01.jpg

ФАКТ
С началом войны заводу имени Чкалова поручили изготовление истребителей ЯК-9.

Его вооружение:
— одна пушка МП-20 ШВАК калиб­ром 20 мм;
— один пулемет УБ калибром 12,7 мм.

При крейсерской скорости 570 км/ч у ЯК-9 максимальный потолок 11 тыс. м и дальность полета 850 км.