«Помню, как резко пришлось повзрослеть»

Кто стоял и выстоял в цехах «авиаграда»?
Авиационный завод имени В.П. Чкалова за годы войны изготовил 15,5 тысячи легендарных летающих машин — каждый второй советский ЯК-истребитель поднимался с аэродрома в Новосибирске. Так что вполне заслуженно по ту сторону линии фронта столицу Сибири называли авиаградом.
За общеизвестными цифрами и фактами стояли и, дай Бог долгих лет ветеранам-тыловикам, стоят тысячи самоотверженных земляков, вынесших на своих плечах колоссальные тяготы военного времени. Этот текст мы даем почти без купюр. Слово — живым очевидцам, труженикам нашего легендарного Чкаловского.
Давыд Иванович Тураев: «Родился 7 июня 1926 года в городе Белая Церковь Киевской области. В 30-е годы семья переехала в Новосибирск. В 1934–1935 годах арестовали отца, мать, брата, сестру, меня отправили в лагерь для заключенных. В 1938 году, после освобождения, вернулись в село Новокузьминка Ордынского района.
В 1943-м меня мобилизовали в фабрично-заводскую школу. Зачислили в группу авиамотористов на летную испытательную станцию (ЛИС). В школе по утрам изучали материальную часть самолета, а потом до восьми вечера работали на ЛИСе. Получил специальность авиамоториста четвертого разряда с правом подготовки самолетов в полет, стал полноправным членом коллектива станции, обеспечивали поставку 30 машин на фронт ежедневно.
Ангара не было, зимой работали на улице. По карточкам нас кормили обедом и ужином, в сильные морозы на обед выдавали фронтовые 100 граммов. Часто работали по ночам, и в одну из ночей в 1944-м я самостоятельно перегнал самолет по рулежным дорожкам, торопился, объезжая бензозаправщик, задел крыло другого самолета. Утром вышел приказ: строго наказать всех, кто самовольно перегонял самолеты ночью. Вызвали к начальнику. Рядом с ним в кабинете увидел незнакомого мужчину. Руководитель ЛИСа устроил настоящий разгон, грозился штрафбатом. Стою я перед ними — холодный, грязный, трясусь, слезы рекой. Незнакомый мужчина меня спрашивает: «Ты знаешь, кто я?» — «Нет», — отвечаю. «Я главный инженер завода. Артём Никитич Тер-Маркарьян. В общем, так, самолеты — восстановить, а тебе не будем портить жизнь, работай, но чтобы к кабине самолета не подходил». Это было мое спасение. Артёма Никитича никогда не забуду. Хорошо помню, после смены лисовцы как шефы ходили на стройку оперного театра. 12 мая 1945 года нам вручили пригласительные билеты на оперу «Иван Сусанин».
За годы войны у нас на заводе побывали Василий Сталин, Александр Покрышкин, морской летчик капитан Ковалёв, которому Вольф Мессинг купил и вручил на ЛИСе самолет ЯК-9».
Надежда Александровна Горкунова: «Из деревни Искитимского района двух мальчиков и двух девушек сельсовет в 1943-м отправил в ремесленное училище. Мне тогда было 14. Отказываться и в мыслях не было: секретарь сельсовета решил отправить меня «в люди». Нас зачислили в слесари-инструментальщики.
Учили мы украинский танец гопак специально для конкурса. Нас человек 200, наверное, было из училища. Репетировали в саду Сталина или в саду Дзержинского. На спортивном празднике заняли первое место.
Утреннюю пайку хлеба в 200 граммов съешь, обеденную в 300 граммов на базар сносишь, продашь, на вырученные денежки юрок толстых ниток купишь — увлекались вязанием. Покрывала мастерили, пододеяльники на подушки. Когда переселили в общежитие на четырех человек, комендант показывала нашу комнату гостям как образцово-показательную.
Мы все были бедные и дружные, понимали друг друга. Все были равные, делали столько, сколько могли. Сначала были карточки на сахар, хлеб и крупы всякие, а потом стали составлять списки в магазин.
Когда хлеба стало вдоволь, по два раза бегали в магазин, покупали, чтобы досыта поесть. И наступил момент: наелись».
Анфиза Афанасьевна Выговская: «Как пришла в марте 1943-го на завод, так и отработала на нем 40 лет. Мы жили в Искитиме. Как-то в класс пришли агитаторы, рассказывали о мировой обстановке, о том, что мужчины на войне. Работать на заводах некому, пора помогать взрослым. 15-летние дети и не думали отказываться, понимали: обязаны ехать в Новосибирск. После ФЗО нас повели на Чкаловский завод, расставили по станкам. Меня определили ученицей. Быстро сообразила, что и как делать, поняла разницу работы с материалами: никелем, молибденом. Когда дали самостоятельный заказ — норму в 60 штук бронзовых втулок, выполнила быстро, а время еще осталось, догнала до 120. Три года работали в смену по восемь часов. Помню, как резко пришлось повзрослеть. Пришел мастер и говорит: «Тебе сегодня исполнилось 18, так что больше не буду отпускать, как раньше, теперь 12-часовая смена положена». Вот такой «подарочек». Я заплакала, а куда денешься? Так и стояла у станка, мечтала о танцах в саду Чкалова».
Николай Савельевич Шмаков: «Родился 10 мая 1928 года. После семи классов поехал в Новосибирск, в ремесленное училище. Сказали, что там хорошо кормят, выдают черные шинели. Попал в токарную группу. Отучился, и выпустили на завод. Директор Лисицын тогда лично беседовал с нами, напутствовал молодых рабочих. Хлеба давали, но мы всегда выпрашивали и завтрашнюю пайку, не наедались. Ходили в совхоз, собирали с полей перемерзшую картошку, пекли ее на костре.
Во время Великой Отечественной в 44-м цехе работал. Спали прямо в цехе, хотя бараки рядом стояли, но проще было «прикорнуть» под фуфайкой на трубах, чем домой бегать».
Анна Вавиловна Косачёва-Лутковская: «Родилась 4 августа 1925 года в деревне Новослободка Мошковского района. От тяжелой жизни в 1940-м меня, 15-летнюю, родители увезли в Новосибирск и устроили домработницей в семью инженеров. 22 июня 1941 года хозяева разрешили сходить в кино, но перед началом сеанса объявили: «Началась война».
Поступила в ФЗО № 27 при заводе. Но учиться не пришлось, определили учеником слесаря, а в 1942-м перевели на малярный участок, где всю войну и трудилась. Кофту, халат, чулки я сшила себе из обрезков материала, которые оставались после обработки машин. Сами себе из фанеры делали босоножки. На заводе выдавали резиновые чуни, они к ногам примерзали.
Памятен приезд Александра Покрышкина. Он ходил по цехам, подошел к малярному участку, поздоровался со всеми за руку, сказал: «Дети вы мои, дети, потерпите, война закончится, и победа будет за нами. Это будет совсем скоро». Своими словами он вселил в нас уверенность, силы сразу прибавились.
У нас в цехе были замечательные мастера: Орлов, Цыпин. Начальники мастерской: Бурштейн, Фокин. На малярном участке работала тетя Даша, для которой мы все были просто «дочки» и «сынки».
Мария Матвеевна Войтова: «Когда закончила седьмой класс, устроилась на завод, а на следующий день война началась. Нас отправили на уборочную за 40 километров от Тогучина. Поехали одни девчонки, всех мужчин забрали на фронт. До конца октября — в полях. Вернулись, а нам всем уже путевки выписали: мне — в ФЗО № 8 в Кривощёково.
Летом 1942-го привезли на Чкаловский завод. Поселили прямо в цех № 11. Там мы жили с 15 июня до Нового года. Обрабатывали огромные тяжелейшие консоли из прессованного дерева. Мы же худенькие, маленькие, в одиночку не справиться, приходилось друг дружке помогать. Консоль надо загрунтовать, чтобы не было выбоин и раковин, зашпаклевать. Пока сохнет, отдыхаем, ни смен, ни ночных перерывов. О кроватях и не мечтали. Вшей копили. Уронишь голову в уголке подремать, а по ногам ползут «животные».
Верующих много было.
Специально, чтобы не повредить обшивку крыльев, с которыми мы работали, в соседнем цехе шили для нас тряпочные тапочки. Другой обувки не было, так что в этих тапочках и на базар, и с работы домой бегали. Каждый раз на улице ноги отмерзали, потом сидишь у печки отогреваешь.
После войны накопила три тысячи рублей, пошла на базар выбрать сапожки. Неделю красовалась, под дождь попала, и сапожки развалились — подошва была картонная».
ЦИФРЫ
1937. Еще до начала Великой Отечественной авиазавод № 153 имени В.П. Чкалова выпустил около 900 И-16. Во время эвакуации на его площадях разместилось оборудование пяти самолетостроительных и агрегатных заводов Москвы, Ленинграда, Киева. В Новосибирск был направлен ЦАГИ во главе с академиком С. Чаплыгиным. Правительство планировало создать на востоке страны вторую научно-исследовательскую базу по авиации.
Прибыли летно-испытательный НИИ, экспериментальный завод № 115 конструкторского бюро под руководством Яковлева, завод № 51 Наркомата авиапромышленности под руководством Поликарпова.
№179. До войны в Новосибирске строится крупнейший в Союзе комбинат № 179, который стал основной базой размещения эвакуированных предприятий Наркомата боеприпасов. Там одновременно строились ТЭЦ и шесть заводов: номер 1 (снарядный), 2 (взрывательной техники), 3 (патронный), 4а (снарядный) на оборудовании чехословацкой фирмы «Шкода», 5 (инструментальный), металлургический (прокатный).
15797. Завод полностью переключился на производство истребителей «Яковлев» (ЯК). В сутки он выпускал три самолета. А во второй половине 1944-го ежесуточно — уже 20 самолетов. Всего за годы войны Чкаловский произвел 15 тысяч 797 различных типов самолетов. В том числе не менее знаменитый «Ишачок» — одно из детищ авиаконструктора Поликарпова. В прошлом году раритетный И-16 — на таких наша страна встретила Великую Отечественную — был отреставрирован и взмыл в небо.
ФАКТ
С началом войны заводу имени Чкалова поручили изготовление истребителей ЯК-9.
Его вооружение:
— одна пушка МП-20 ШВАК калибром 20 мм;
— один пулемет УБ калибром 12,7 мм.
При крейсерской скорости 570 км/ч у ЯК-9 максимальный потолок 11 тыс. м и дальность полета 850 км.