USD 103.4305 EUR 109.0126
 

День Победы глазами детей военного времени

Тамара Хомченко, Болотнинский районный историко-краеведческий музей
Справа — Галина Алексеевна Романова
Справа — Галина Алексеевна Романова

Благодаря кропотливой работе краеведов и музейщиков потомки героев Великой Отечественной знакомятся с уникальными свидетельствами очевидцев.

Передо мной лежит лист бумаги, на котором красивым почерком изложены события 9 мая 1945 года. Это воспоминания Николая Никитовича Никитина, бережно сохраненные в музее, как и многие другие документы, которые не позволят никогда и никому перевернуть историю.

«Победа, сынки мои»

«Мне 9 апреля исполнилось 11 лет, — пишет Николай Никитович. — Мы пасли коней в ночное время, а днем работали в поле. В этот день нам с соседом Аликом дали задание вспахать поле под посев. Алику 10 лет. Запрягли коней и выехали на поле. Да вот силы у нас не ахти: плуг выскакивает местами — нужно крепче держать за ручник плуга. Солнце высоко поднялось — печет малость. И тут к нам подъезжает бригадир Георгий Демидович: «Бросай работу, война кончилась, Победа, сынки мои».

Вот мы у управления колхоза. А там накрыт огромный стол красным кумачом, а на столе много разного, чего мы не видели никогда, столько еды. Что тут творилось — не высказать, не описать пером на бумаге. Кто уже успел принять стопки и навеселе, музыка играет, репродуктор голосом Левитана вести передает. А женщины — о тех вообще не высказать: кто поет, а многие плачут надрывным голосом — те, которые получили похоронки. Некоторые надеются на чудо — а может, Бог даст, и вернется ее суженый. Был такой случай — на Арсентьева была похоронка, а он вернулся...

Нас с Аликом вместе с колхозниками посадили на почетные места. А бригадир требовал нам налить тоже рюмку вина и выпить до дна за Победу 1945 года. Мы с Аликом переглянулись — что мы, не мужики, что ли? — выпили и давай со стола подбирать, что есть на столе, чего не видели, казалось, вовек. Все это не забывается и не забудется никогда».

Медаль в 14 лет

А вот что вспоминает о своем военном детстве Николай Демьянович Бурдыко. «Через день после начала войны наша деревня отправляла на фронт первую партию мужчин, лошадей и два автомобиля ГАЗ-АА (полуторка) вместе с шоферами… Моего отца все оставляли дома, наверное, потому, что он был председателем колхоза. Но вот на 28 июля и он получил повестку.

На прощанье отец снял со своей головы фуражку, надел на мою голову и сказал: «Вот, Коля, ты остаешься за старшего в доме, помогай маме, берегите друг друга». Вот тут и кончилось мое детство в 10 с половиной лет».

Отца Коля больше никогда не увидел.

Поучиться в годы войны Николаю Бурдыко удалось только до пятого класса.

019-11-03.jpg

1948 год. Николай Демьянович Бурдыко

«В то время все население с десятилетнего возраста обязано было трудиться для фронта, для победы: пропалывали посевы зерновых, овощей, картофеля, ухаживали за скотом, пасли телят… В первые годы войны я работал копновозом, грабельщиком на лошадях верхом, а в грабли запрягали в основном быков, с которыми бывало трудно справиться: то в кусты затянут, то к стогу прижмут...»

День Победы Николай Демья­нович часто вспоминает: как он, мальчик, вначале смеялся и радовался вместе со своими друзьями, а потом как вспышка — отца он никогда не увидит, и пришли горькие слезы.

В конце 1945 года Николай был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», а ведь было этому труженику всего 14 лет.

Победное платье

Из воспоминаний ветерана труда Галины Алексеевны Романовой, которой на момент начала войны было всего три года. Ее отец водил поезда на фронт. Запомнилось, как он иногда скидывал сухой паек, проезжая мимо своего дома. А еще как вместе с другими детьми встречала и провожала воинские эшелоны.

События победного года Галина помнит относительно четко из разговоров взрослых. Накануне 9 мая Галя перелазила через соседский забор и порвала старенькое платьице. Бабушка сказала, что на­завтра возьмет Галю с собой на вокзал — может, поменяет картошку на новое платье. Наступило утро, и, взяв с собой ведро картошки, бабушка с внучкой перешли железнодорожную линию и стали ждать эшелон. На станции было очень многолюдно.

«Пришел эшелон, поменяли ведро картошки на платье. Красивое, блестки были… И вдруг из репродуктора объявляют: конец войне! Ой что началось! Через некоторое время уже местное радио объявило о конце войны и что всех зовут на митинг». Бабушка переодела Галину в новое платье, и они пошли на болотнинский стадион, который располагался на месте сегодняшнего Парка Победы.

Пять школьных тетрадок

А вот дневник седьмого класса военной поры школы № 2 за период с 1944 по 1945 годы. Пять пожелтевших тетрадок, связанных вместе. Классный руководитель — Лидия Кузьминична Ларионова. Ответственная за ведение дневника — отличница Тамара Колотовкина. Самая объемная запись датирована 9 мая 1945 года.

«Сегодня радио передало радостное известие о полной безоговорочной капитуляции Германии. Этот день — день торжества всего народа — наше правительство объявило всенародным праздником… Подруги и друзья, встречаясь в школе, целовались, пожимали руки. А Лидия Кузьмовна прибежала к нам в класс со слезами на глазах, с сияющей улыбкой, обняла нас всех и поздравила с днем Победы.

019-11-02.jpg

1979 год. Лидия Кузьмовна Ларионова со своими учениками

Затем нам объявили, что идем на демонстрацию — и все забегали по школе, снимая портреты, чтобы их, украсив, нести на демонстрацию. Каждому хотелось нести какой-либо портрет. Орлов с Михалевой долго спорили, кому нести портрет Молотова, но с помощью Лидии Кузьмовны портрет достался Михалевой. Но вскоре все было готово, и мы выстроились в школьной ограде. Сергей Иванович, ритмично распределяя портреты в строю, взял портреты, нами украшенные, и передал их ребятам других классов…

Мы строем двинулись на стадион и запели песню, и вмиг негодование исчезло, и его заменило охватившее всех радостное чувство демонстраций…

Наш класс стоял около трибуны, несмотря на то, что ее переносили с места на место. После окончания демонстрации мы опять вернулись в школу, и там, в ограде, организовали танцы и игру в волейбол.

В восемь часов вечера намечался вечер в школе. Все пришли празднично одетыми, но техничка нам сообщила, что вечер не состоится. Но настроение у всех было слишком поднято, и мы не расходились, организовали игры в мяч, в третий лишний.

Потом приходит Елена Антоновна и объявляет: «А почему не должен быть вечер? Будет вечер». Все от радости запрыгали. Но вечер еще долго не начинался. Потом пришел баянист, и вечер начался и прошел очень весело».