USD 98.2804 EUR 103.2419
 

Летать так летать

Светлана ФРОЛОВА
В практической части экзамена от Новосибирской области приняли участие 20 конкурсантов. По итогам сдачи комплексного экзамена будет сформирована региональная команда, которая представит нашу область на дальнейших этапах конкурса. Фото: Светлана Фролова
В практической части экзамена от Новосибирской области приняли участие 20 конкурсантов. По итогам сдачи комплексного экзамена будет сформирована региональная команда, которая представит нашу область на дальнейших этапах конкурса. Фото: Светлана Фролова

В Новосибирске прошёл экзамен по управлению беспилотниками на конкурсе «Кибердром-2024»

Ловкие руки, крепкие нер­вы и холодная голова — все это необходимо иметь в комплекте, чтобы хорошо сдать экзамен по управлению беспилотниками на конкурсе «Кибердром-2024».

Мероприятие проводится в соответствии с национальным проектом «Беспилотные авиа­ционные системы», разработанным по инициативе президента страны. Перед конкурсом представители трех региональных ведомств — минцифры, минпромторга и минобра — рассказали, как формируются кадры для промышленных предприятий в Новосибирской области.

И бортмеханик, и пилот

На площадке Новосибирского авиационного технического колледжа имени Галущака прошел первый этап Всероссийского конкурса «Кибердром-2024» — квалификационный экзамен по управлению отечественными беспилотными аппаратами.

004-04-02_M.jpg

Фото: Светлана Фролова

На поле спортивного комплекса расставлено четыре контрольных столба с оранжевыми указателями. В центре — место, куда должен приземлиться дрон, предварительно обойдя по маршруту препятствия. Причем желательно попасть ровно в центр посадочного поля и так же легко подняться с места приземления. Ребята сосредоточенно работают стиками-джойстиками. Казалось бы, чего проще? Вы, наверное, пробовали это сделать, скажем, в компьютерной игре? На деле задача повелевать «птичкой» требует самоконтроля и высокой концентрации. Экзамен на управление беспилотниками — проверка навыков пилотирования, а не игра в стрелялку. И участники к этому подходят отнюдь не как к развлечению.

Знакомимся. Руслан Елагин учится на третьем курсе факультета «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» и видит себя в будущем именно оператором беспилотника. Говорит, что самое важное в управлении дроном — усидчивость и развитая мелкая моторика.

004-04-09_M.jpg

Фото: Светлана Фролова

— Без развитой мелкой моторики не получится ровно удержать стики, — объясняет Руслан. — Очень важно не давать им двигаться в разные стороны, мандражировать. Научиться можно, главное — желание.

Руслан вспоминает, что, еще когда заканчивал девятый класс, пришел однажды на день открытых дверей в колледж: «Нам говорили про беспилотники, и меня заинтересовало — всегда нравились машины, самолеты, люблю собирать и разбирать. И конечно, пилотировать. Нам преподавали аэродинамику, и поначалу обучение было очень похоже на самолетное отделение, а дальше пошел уклон конкретно в нашу специальность. Мы начали разбираться в полезной нагрузке, собственно в устройстве квадрокоптера. И уже сейчас у нас по­явилась возможность обучиться непосредственно полету».

Утвердим и полетим

Как рассказал Денис Рягузов, заместитель министра — начальник управления промышленности и предпринимательства министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, соревнования, куда мы попали, — часть программы, направленной на решение кадрового вопроса в области научно-технологического развития. В том числе в области беспилотников. Конкурс проходит в рамках нацпроекта «Развитие беспилотных летательных аппаратов».

004-04-07_M.jpg

Фото: Светлана Фролова

— Такие специалисты нужны России и нашему регио­ну, — комментирует Денис Рягузов. — На сегодняшний день мы заканчиваем формирование государственной региональной программы по развитию беспилотной авиации Новосибирской области. В ней участвуют все без исключения органы исполнительной власти, каждый по своему направлению как с точки зрения обучения, так и с точки зрения «потребления» беспилотников. Так что скоро утвердим и… полетим!

По словам Дениса Рягузова, сейчас существует много сфер, в которых можно и нужно использовать беспилотники.

— Есть много функций, которые можно переложить на эти маленькие (и даже не всегда маленькие) летательные аппараты, в таких сферах, как работа МЧС, строительство, образование. Отдельный вопрос связан с производством комплектующих: не секрет, что сейчас основная их масса не нашего производства. Поэтому поставлена задача увеличить потребление именно беспилотных летательных аппаратов российского производства. И до конца нынешнего года должен быть сформирован реестр по правилам, которые уже определяет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации: что такое российский беспилотник и как он должен выглядеть. Задача стоит наладить производство не только самих аппаратов, но и комплектующих к ним. Одна из специа­лизаций Новосибирской области — это именно тяжелые транспортные беспилотники, в этом наша уникальность.

004-04-03_M.jpg

Фото: Светлана Фролова

По словам чиновника, федеральные правительственные вложения в новорожденную отрасль будут исчисляться десятками миллиардов.

— Потому что поставлена задача за короткое время сформировать целую отрасль по всем беспилотным направлениям, — уточнил Денис Рягузов. — В федеральном бюджете показатели утверждены, но еще не доведены до субъектов, поэтому точные цифры пока сказать не могу.

Первые 25

Начальник управления профессионального образования, заместитель министра образования Новосибирской области Андрей Головнин рассказал, что эти соревнования только одни из тех, которые будут проводиться для будущих специалистов, управляющих беспилотными летательными аппаратами.

004-04-06_M.jpg

Фото: Светлана Фролова

— Здесь происходит отбор команды, которая будет сформирована на федеральном уровне. В этой команде будут участвовать и школьники, и студенты. Финальный этап пройдет чуть позже, в феврале-марте, и проходить он будет уже в Москве, — уточнил Андрей Головнин. — Сейчас мы находимся в самом начале массового развертывания подготовки такого рода специалистов. Как уже сказали, правительством поставлена задача создать, по сути дела, новую отрасль — по проектированию, конструированию, производству и управлению беспилотными летательными аппаратами. Поэтому стоит задача увеличить в разы (если не в десятки раз) количество ребят, которые будут готовиться по этому направлению. Пока мы учили только в одной образовательной организации, это авиационно-технический колледж. В этом году будет уже третий выпуск. Выпускники наши востребованы. Но при этом в рамках профессионального конкурса «Профессионал Ворлдскиллс» эта компетенция была уже давно, как минимум четыре года, и все это время мы принимаем там участие. Школьники Лицея № 22, Гимназии № 2, Гимназии № 176 участвуют как юниоры. И конечно, наши студенты авиационно-технического колледжа. С этого года мы к тому же начинаем подготовку студентов аграрного направления в Колыванском аграрном колледже. А также готовим площадку еще и в Тогучинском политехническом колледже с направленностью для подготовки специалистов лесной отрасли. Понятно, что для агросектора необходимы специалисты, владеющие методиками управления и анализа данных, которые будут давать беспилотники. И мы планируем в дальнейшем, к 2030 году, открыть в колледжах не менее десяти отделений подготовки специалистов в сфере управления и анализа данных БПЛА.

004-04-04_M.jpg

Перед началом экзаменационных испытаний всем объявляют правила игры: сколько раз беспилотник может касаться пола и других элементов и сколько баллов за это снимается. Фото: Светлана Фролова

Пока же таких специалистов в Новосибирске немного — всего 25 человек, которые и выпускаются из колледжа в этом году.

— Пока это все, — комментирует представитель министерства образования. — Но затем мы будем ежегодно увеличивать их количество примерно на 25 человек, а к тридцатому году дойдем и до нескольких сотен. Конкурс у нас большой — четыре заявления на одно место. Обучение бюджетное. Авиационный колледж вообще один из первых заканчивает набор на свои места. Ребята идут подготовленные, успешные. И выбор, который они делают, — это уже осмысленный выбор.

004-04-05_M.jpg

Фото: Светлана Фролова

— Этот конкурс междисциплинарный. Его плюс в том, что он включает многие аспекты, касающиеся развития беспилотной авиации. Это большие данные, искусственный интеллект. И цель подобных соревнований — в формировании будущего кадрового, технологического фундамента для прорывного роста беспилотной авиации. А задания — максимально приближенные к боевым. Задачи, которые могут решиться как в рамках игровых каких-то сценариев, так и в рабочих, например съемка местности, оперативное пилотирование БПЛА. Безусловно, такие конкурсы должны прививать те компетенции, которые и дальше будут развиваться для применения в отрасли, — резюмировал руководитель Центра цифровой трансформации Новосибирской области Евгений Попантонопуло.

КСТАТИ
В 2024 году в регионе запускается региональная программа «Развитие беспилотных авиационных систем в Новосибирской области до 2030 года», разработку которой курирует областное министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства. Ожидается, что по итогам реализации программы увеличится количество образовательных учреждений с профессиональным обучением в сфере БАС, появится центр поддержки проектирования, испытаний, производства и подготовки к сертификации БАС в Новосибирской области и, как следствие, вырастет доля БАС российского производства. При формировании задач региональной программы учитывались цели реализации пяти федеральных проектов, входящих в структуру национального проекта.